Документ не применяется. Подробнее см. Справку

К разделу III "Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории"

К разделу III "Аттестация педагогических работников в целях

установления квалификационной категории"

Вопрос 29.

Пунктом 25 Порядка аттестации установлено, что аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Какие уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны формировать аттестационные комиссии, имеются в виду? Могут ли создаваться подкомиссии или представительства аттестационной комиссии, если требуется аттестация большого количества педагогических работников?

Ответ.

Порядком аттестации, как и статьей 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конкретно не определено, какие органы государственной власти, действующие на территории субъекта Российской Федерации, будут наделены полномочиями по формированию аттестационных комиссий в целях установления педагогическим работникам квалификационных категорий.

Решение по данному вопросу принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых непосредственно находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность (то есть по принципу формирования аттестационных комиссий на федеральном уровне), так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, который может сформировать необходимое количество аттестационных комиссий, в том числе по территориальному принципу, по типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их ведомственной принадлежности и другим принципам.

В этих целях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут внести в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации согласованное предложение по формированию аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников, поименованных в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, в целях установления квалификационной категории, руководствуясь Порядком аттестации.

Создание подкомиссий или представительств аттестационных комиссий Порядком аттестации не предусматривается.

Вопрос 30.

Какие акты должны быть приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Порядком аттестации?

Ответ.

В соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие следующие вопросы:

- формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий;

- определение составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза;

- регламент работы аттестационных комиссий;

- условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые, к примеру, могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Перечисленные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе Порядку аттестации.

Помимо перечисленных актов уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

Вопрос 31.

На каких условиях привлекаются специалисты для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций? Должна ли оплачиваться заявителем или работодателем такая услуга?

Ответ.

В соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, в том числе педагогических работников негосударственных и ведомственных организаций, определяются при формировании аттестационных комиссий.

При этом следует учесть, что Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусматривается взимание платы за осуществление всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников ни с работодателей, ни с педагогических работников, которые желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.

Вопрос 32.

Утверждается ли персональный состав аттестационной комиссии распорядительным актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской власти? Размещается ли информация о проведении аттестации, регламенте работы аттестационных комиссий на официальном сайте соответствующих уполномоченных органов государственной власти?

Может ли регламентом работы аттестационных комиссий определяться порядок подачи заявлений от педагогических работников о прохождении аттестации, а также устанавливаться конкретные периоды для приема заявлений и их рассмотрения?

Ответ.

В соответствии с пунктом 26 Порядка аттестации предусмотрено определение составов аттестационных комиссий. Установлено, что в состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

В целях обеспечения принципов коллегиальности, гласности, открытости при проведении аттестации педагогических работников информация, касающаяся вопросов аттестации педагогических работников, в том числе о персональном составе аттестационных комиссий, регламенте их работы, размещается на официальных сайтах соответствующих уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом регламент не может предусматривать иного порядка подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории, отличного от порядка, установленного пунктом 27 Порядка аттестации. Не могут предусматриваться также конкретные периоды для приема и рассмотрения заявлений от педагогических работников о прохождении такой аттестации. Педагогическим работникам должна обеспечиваться возможность обращения с заявлениями в аттестационную комиссию в любое время, а также рассмотрение заявлений педагогических работников в срок не более 30 дней, в течение которых:

определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально в течение периода, не превышающего 60 календарных дней, и с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

Вопрос 33.

Имеет ли право аттестационная комиссия принять решение об установлении высшей квалификационной категории педагогическому работнику, пожелавшему (согласно его заявлению) пройти аттестацию на первую квалификационную категорию?

Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию: Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

Ответ.

В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений.

Поскольку согласно пункту 28 Порядка аттестации педагогические работники в заявлении указывают квалификационную категорию, на которую они претендуют, аттестационная комиссия не вправе принять решение об установлении квалификационной категории, на которую педагогический работник не претендовал.

Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

В соответствии с пунктом 31 Порядка аттестации истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.

Следовательно, в указанном случае работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.

Вопрос 34.

Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?

Ответ.

Для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истек, пунктом 31 Порядка аттестации не устанавливается каких-либо сроков давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.

Вопрос 35.

Каким образом должно осуществляться письменное уведомление педагогического работника о сроке и месте проведения аттестации?

Ответ.

Уведомление о сроке и месте проведения аттестации может осуществляться любым доступным для получения педагогическим работником путем, в том числе:

по почте с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении на аттестацию;

по электронной почте на электронный адрес, если для связи с ним указан такой адрес.

Вопрос 36.

В какой форме должно быть написано заявление об аттестации? Должно ли оно содержать только просьбу о проведении аттестации или должно содержать перечень результатов профессиональной деятельности аттестуемого в соответствии с пунктами 36 и 37?

Ответ.

Порядком аттестации не предусматривается форма заявления педагогического работника в аттестационную комиссию, которая проводит аттестацию в целях установления квалификационной категории.

Заявление в аттестационную комиссию педагогическим работником может быть подано в произвольной форме.

Например, учитывая, что первая или высшая квалификационная категория устанавливается на основе результатов, поименованных в пунктах 36 и 37 Порядка аттестации, педагогический работник в заявлении может охарактеризовать свою профессиональную деятельность с точки зрения результатов работы, перечисленных этими пунктами, если его деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Вопрос 37.

Имеет ли право педагогический работник подать заявление с целью установления высшей квалификационной категории по должности "педагог дополнительного образования", если он имеет высшую квалификационную категорию по должности "учитель", а оплата труда по должности педагога дополнительного образования осуществляется с учетом квалификационной категории учителя?

Ответ.

В соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Вместе с тем, было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.

Возможность прохождения педагогическими работниками аттестации в подобных случаях целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

Вопрос 38.

Может ли педагогический работник претендовать на первую квалификационную категорию, если он не проходил аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности?

Ответ.

Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Вопрос 39.

Могут ли устанавливаться квалификационные категории без прохождения аттестации педагогическим работникам, имеющим почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, а также педагогическим работникам, имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, педагогическим работникам, являющимся победителями конкурсного отбора лучших учителей, победителями или призерами различных этапов конкурса "Учитель года" и т.д.? Может ли быть таким педагогическим работникам, имевшим квалификационные категории, продлен срок их действия?

Ответ.

В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты 27 - 30 Порядка аттестации).

В соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Заслуги педагогических работников, связанные с наличием почетных званий, отраслевых знаков отличия, государственных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, с победами в конкурсном отборе лучших учителей, с победой или получением призов в номинациях на различных этапах конкурса "Учитель года" и т.п., а также наличие у педагогических работников ученой степени кандидата или доктора наук по профилю деятельности могут приниматься как результат их работы для установления квалификационной категории, в том числе в качестве личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, что целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

В отраслевых соглашениях и коллективных договорах образовательных организаций для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, но имеющих перечисленные заслуги, а также ученую степень по профилю деятельности, могут предусматриваться размеры ставок заработной платы, должностных окладов, соответствующие размерам ставок (окладов), установленных для лиц, имеющих квалификационные категории.

Кроме того, системы оплаты труда могут предусматривать для педагогических работников, перечисленных в абзаце третьем данного ответа, выплаты стимулирующего характера.

Вопрос 40.

Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?

Ответ.

Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Вопрос 41.

В какие сроки педагогическим работником может быть подано заявление о прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории? Могут ли сроки подачи заявлений и периоды для проведения аттестации регулироваться распорядительными актами уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

Ответ.

Порядком аттестации не предусматривается установление для педагогических работников сроков подачи ими заявлений, а также периодов в течение года, когда от педагогических работников принимаются заявления, и проводится их аттестация.

Пунктом 32 Порядка аттестации установлено, что при рассмотрении заявления определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника с учетом срока действия ранее установленной ему квалификационной категории.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года.

Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время.

Вместе с тем, если педагогический работник желает, чтобы аттестационной комиссией рассмотрение его заявления и определение периода прохождения аттестации осуществлялось с учетом срока действия имеющейся у него квалификационной категории, то заявление целесообразно подавать заблаговременно, как правило, не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (30 календарных дней), а также для проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не должна превышать 60 календарных дней.

Вопрос 42.

Требуется ли согласие руководителя организации на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории? Вправе ли руководитель организации воспрепятствовать подаче педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию?

Ответ.

В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника. Согласия руководителя организации (либо согласования заявлений с руководителем организации) для прохождения педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации педагогический работник самостоятельно обращается в аттестационную комиссию с заявлением.

Воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию руководитель организации не вправе.

Вопрос 43.

Необходимо ли педагогическим работникам одновременно с заявлением, рассматриваемым в течение 30 календарных дней, либо в период до начала аттестации представлять в аттестационную комиссию какие-либо сведения и материалы, удостоверяющие результаты их работы?

Ответ.

Согласно пункту 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, которые рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения. Рассмотрение в течение указанного срока каких-либо иных сведений и материалов Порядок аттестации не предусматривает, из чего следует, что их представление одновременно с заявлением или в период, предшествующий началу аттестации, не требуется.

Вопрос 44.

Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?

Ответ.

Порядок аттестации не ограничивает для педагогических работников количество должностей, указываемых в одном заявлении, по которым он желает пройти аттестацию в целях установления квалификационных категорий.

Вместе с тем, если аттестация педагогических работников по должностям, по которым имеется желание пройти аттестацию, осуществляется различными аттестационными комиссиями, то и заявления должны подаваться в соответствующие аттестационные комиссии.

Вопрос 45.

По каким основаниям педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления и в прохождении педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории, а в каких случаях отказ в прохождении аттестации будет неправомерным?

Ответ.

Порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.

После рассмотрения заявлений педагогических работников в соответствии с Порядком аттестации педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:

если педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории (пункт 30 Порядка аттестации);

если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории (пункт 30 Порядка аттестации);

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности (пункт 43 Порядка аттестации);

если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 1 Порядка аттестации).

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

Вопрос 46.

Может ли быть отказано педагогическому работнику, явившемуся на заседание аттестационной комиссии, в личном присутствии при его аттестации, если он заранее не уведомил об этом аттестационную комиссию?

Ответ.

В соответствии с пунктом 35 Порядка аттестации педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При этом обязанность педагогического работника уведомлять аттестационную комиссию о своем присутствии Порядком аттестации не предусматривается.

Вопрос 47.

Может ли аттестационная комиссия принять решение об отказе в установлении квалификационной категории педагогическому работнику, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период?

Ответ.

Нет, не может, поскольку необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).

Вопрос 48.

Кто осуществляет всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников, а также обобщает результаты работы педагогического работника?

Ответ.

Для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников привлекаются соответствующие специалисты на условиях, определяемых при формировании аттестационных комиссий соответствующими уполномоченными органами государственной власти.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, представленных привлеченными специалистами, осуществляется аттестационными комиссиями.

Вопрос 49.

Предусматривается ли при вынесении решения аттестационной комиссии об отказе в установлении квалификационной категории указание на причину, в соответствии с которой педагогическому работнику было отказано в установлении квалификационной категории?

Ответ.

Поскольку в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации педагогический работник имеет право обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации результаты его аттестации, проведенной в целях установления квалификационной категории (первой или высшей), протокол заседания аттестационной комиссии должен содержать информацию о причинах отказа в установлении квалификационной категории.

Вопрос 50.

Вносится ли запись в трудовую книжку педагогического работника в связи с установлением ему квалификационной категории (первой, высшей)?

Ответ.

Согласно пункту 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003 г., регистрационный N 5219), если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись.

Следовательно, сведения о результатах аттестации, проведенной на основании заявления педагогического работника для установления ему первой или высшей квалификационной категории, должны быть внесены в трудовую книжку.

Например: учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела "Сведения о работе" ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись "Установлена высшая квалификационная категория по должности "учитель" ("преподаватель")" без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Вопрос 51.

Может ли аттестационная комиссия давать рекомендации педагогическому работнику по итогам аттестации?

Ответ.

Порядком аттестации не запрещается давать педагогическим работникам рекомендации, в том числе о необходимости повышения квалификации или получения профильного образования.

Указанные рекомендации могут отражаться в протоколе аттестационной комиссии.

Вопрос 52.

Каким образом педагогический работник, в случае его отсутствия на заседании аттестационной комиссии, будет уведомлен об отказе в установлении квалификационной категории, если пунктом 44 Порядка аттестации предусмотрено размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" только распорядительных актов об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории?

Ответ.

Порядок аттестации не предусматривает способов уведомления педагогического работника, не присутствовавшего лично при его аттестации, об отказе в установлении квалификационной категории. Вместе с тем, учитывая, что принятое аттестационной комиссией решение может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогический работник имеет право получить выписку из протокола аттестационной комиссии.

Направление педагогическому работнику выписки из протокола в таком случае должно осуществляться аттестационной комиссией в том же порядке, в котором он был уведомлен о сроке и месте проведения аттестации.

Вопрос 53.

Имеет ли педагогический работник, которому установлена квалификационная категория, право на изменение уровня оплаты труда? С какого времени он может претендовать на такое изменение?

Ответ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации одной из задач аттестации является обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Вопрос 54.

Если педагогическому работнику отказано в установлении высшей квалификационной категории, имеет ли он право сразу подать заявление на первую категорию?

Ответ.

Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.

Вопрос 55.

Какой документ получит педагогический работник, прошедший аттестацию в целях установления квалификационной категории? Требуется ли заполнение аттестационных листов при принятии аттестационной комиссией решения об установлении педагогическому работнику квалификационной категории?

Ответ.

Порядком аттестации не предусматривается оформление аттестационных листов.

На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы государственной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

На основании распорядительных актов уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации работодатели вносят в трудовые книжки педагогических работников соответствующие записи об установленной квалификационной категории (смотри ответ на вопрос N 50), изменяют размер оплаты труда, вносят изменения в трудовые договоры с работником путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Вопрос 56.

Каким образом педагогический работник может подтвердить наличие у него квалификационной категории и срок ее действия при трудоустройстве в другую образовательную организацию при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации, если Порядок аттестации не предусматривает оформление аттестационного листа?

Ответ.

При трудоустройстве в другую образовательную организацию, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации наличие квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке педагогического работника.

По требованию педагогического работника ему может быть выдана выписка из протокола заседания аттестационной комиссии.

Вопрос 57.

Как проводить аттестацию в целях установления квалификационной категории педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком? Требуется ли после выхода из отпуска по уходу за ребенком проработать не менее 2 лет перед аттестацией в целях установления квалификационной категории?

Ответ.

Аттестация в целях установления квалификационной категории в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также пунктом 24 Порядка аттестации проводится по желанию педагогических работников.

В соответствии с пунктом 29 Порядка аттестации педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право подавать заявление в аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории. При этом Порядок аттестации не предусматривает к таким педагогическим работникам требований проработать перед аттестацией в целях установления квалификационной категории не менее 2 лет.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории может осуществляется на основе результатов их работы до ухода в указанный отпуск, представленных в аттестационную комиссию специалистами, привлеченными для всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

Вопрос 58.

Допускается ли продление сроков действия квалификационных категорий для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ.

Сроки действия квалификационных категорий, в том числе для женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, в соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации продлению не подлежат.

Вместе с тем, в целях социальной защиты педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, соглашения на всех уровнях социального партнерства, а также коллективные договора организаций могут содержать положения, предусматривающие на определенный период (к примеру, на 1 год) сохранение уровня оплаты труда по имевшейся ранее квалификационной категории.

Вопрос 59.

Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям "учитель" и "преподаватель" (например, "учитель английского языка" и "преподаватель английского языка")?

Ответ.

Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, "учитель" и "преподаватель" являются разными должностями.

Следовательно, аттестация педагогического работника по должности "преподаватель" не предполагает установления квалификационной категории по должности "учитель".

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности "учитель", так и по должности "преподаватель".

Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям ("учитель" и "преподаватель") возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности "преподаватель" преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности "учитель" - в организации, реализующей общеобразовательные программы.

Вопрос 60.

Если воспитатель имеет высшую квалификационную категорию и переходит на должность старшего воспитателя, необходимо ли при этом проходить сначала аттестацию в целях установления первой квалификационной категории, а не ранее чем через 2 года - высшей квалификационной категории?

Ответ.

Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (с изменениями и дополнениями), должности служащих с наименованием "старший" являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как "воспитатель (включая старшего)", "педагог дополнительного образования (включая старшего)", "тренер-преподаватель (включая старшего)", "методист (включая старшего)", "инструктор-методист (включая старшего)".

Согласно пункту 8 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.

Вопрос 61.

Какова процедура аттестации педагогических работников, замещающих эти должности в организациях, не относящихся к образовательным организациям, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России и других органов исполнительной власти), а также в ведении субъектов Российской Федерации в целях установления соответствия занимаемым ими должностям, а также в целях установления квалификационных категорий?

Ответ.

Если педагогический работник состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей наряду с основной деятельностью образовательную деятельность на основании лицензии, то их аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации:

в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям - аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

в целях установления квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - аттестационными комиссиями, формируемыми соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

в целях установления квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, - аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос 62.

Применяется ли Порядок аттестации для аттестации педагогических работников организаций, не имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности?

Ответ.

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, а организацией, осуществляющей обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, а, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками, к которым применяется Порядок аттестации.

В то же время, если основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с работниками организаций, не имеющих лицензии, является пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), то порядок ее проведения может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая статьи 81 ТК РФ).