Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Подпрограмма "Развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний"

7. Подпрограмма "Развитие трудовых

отношений и корпоративной социальной ответственности

угольных компаний"

Основными целями подпрограммы являются разработка и последовательная реализация комплекса мероприятий по переходу к более совершенным трудовым отношениям в угольной промышленности, обеспечивающим устойчивый рост качества жизни ее работников и в целом населения угледобывающих регионов. При этом решающими факторами достижения поставленных целей должны стать повышение роли социального партнерства в совершенствовании трудовых отношений и развитие корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Подпрограмма направлена на:

совершенствование трудовых отношений и оплаты труда в организациях по добыче и переработке угля на перспективу до 2030 года;

повышение эффективности социального партнерства в угольной промышленности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Совершенствование трудовых отношений и оплаты труда в организациях по добыче и переработке угля на перспективу до 2030 года будет осуществляться с учетом:

усложнения горно-геологических условий на шахтах и разрезах, обусловливающих повышение требований к охране труда и промышленной безопасности;

внедрения новой техники и технологий в организациях угольной промышленности;

разработки современных требований к модернизации производства и организации труда.

В рамках подпрограммы предусматриваются:

разработка квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) рабочих, руководителей, специалистов и служащих на базе унификации действующих профессий и должностей с учетом требований к модернизации производства и развитию организаций угольной отрасли на перспективу;

разработка рекомендаций по установлению тарифных ставок и должностных окладов в организациях угольной промышленности;

разработка новых методических документов по организации системы нормирования труда в угольной промышленности.

Реализация подпрограммы обеспечит:

повышение квалификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих;

рост производительности труда;

повышение заработной платы персонала отрасли как следствие оптимизации численности и повышения производительности труда.

В целях повышения профессионального уровня и ответственности кадров за выполнение своих обязанностей предусмотрено в 2011 - 2012 годах разработать квалификационные характеристики (профессиональные стандарты).

Использование профессиональных стандартов предполагает определение требований к качеству труда, к повышению качества подготовки работников в системе профессионального образования, к развитию обучения на производстве и повышению уровня квалификации действующих работников.

В целях совершенствования системы оплаты труда в организациях угольной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации с участием угольных компаний, объединений профсоюзов и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 - 2013 годах разрабатываются рекомендации по установлению тарифных ставок и должностных окладов в организациях угольной промышленности с учетом государственных гарантий в части оплаты труда.

В ходе совершенствования системы нормирования и оплаты труда с учетом специфических особенностей угольной промышленности необходимо разработать для однородных работ типовые (отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, а также методические документы по организации нормирования труда.

В 2013 - 2020 годах будут внедрены новые тарифные ставки и оклады для унифицированных профессий и должностей работников организаций угольной промышленности с отражением начиная с 2013 года соответствующих положений в федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности Российской Федерации.

В 2021 - 2030 годах будет нарабатываться практический опыт применения оптимизированной системы оплаты труда работников угольной промышленности с целью перехода на следующую ступень совершенствования системы оплаты труда и проводиться мониторинг этих работ.

Повышение эффективности социального партнерства в угольной промышленности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний в период до 2030 года предполагает интеграцию принципов социального партнерства, в котором доминируют социально-трудовые отношения, и принципов корпоративной социальной ответственности с целью обеспечения системного формирования и сбалансированной реализации социально ответственного партнерства в угольной промышленности на всех уровнях, включая:

компании - партнерство собственника (акционеров) угольного бизнеса и профсоюзов в целях развития угольных предприятий (повышение объемов производства и качества продукции, рост производительности труда, внедрение инноваций, снижение уровня аварийности и травматизма, профессиональной заболеваемости и др.), приводящее к повышению благосостояния наемных работников;

территории недропользования - партнерство угольного бизнеса и муниципальных органов власти в целях развития местного сообщества (инфраструктуры, социальной сферы, экологии) за счет рационального использования налоговых отчислений угледобывающих предприятий, приводящих к повышению качества жизни населения;

Российскую Федерацию - партнерство с региональными и муниципальными органами власти, бизнес-структурами, профсоюзами и другими общественными организациями в разработке и реализации нормативно-правовых положений, касающихся совершенствования социально-трудовых отношений в угольной промышленности;

регионы (субъекты Российской Федерации) - партнерство угольного бизнеса и региональных органов власти в целях регионального социально-экономического развития на основе объединения финансовых, интеллектуальных и других ресурсов, обеспечивающего устойчивое бездотационное социально-экономическое развитие угледобывающего региона и создание общественных благ.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, предусматривают:

разработку и реализацию федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации между объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в угольной отрасли (каждые 3 года);

разработку и реализацию социальных программ угольных компаний (корпоративный социальный пакет);

внесение в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" изменений, предусматривающих устранение нефинансируемых федеральных мандатов по мере роста заработной платы шахтеров;

заключение ежегодных (или долговременных) соглашений о социально-экономическом партнерстве между угольными компаниями и администрациями субъектов угледобывающих регионов и муниципальных образований;

подготовку угольными компаниями ежегодных социальных отчетов по международным стандартам для развития международного коммуникационного пространства между потребителями угольной продукции.

В ходе социального партнерства с профсоюзами реализуется социальная политика угольных компаний, направленная на улучшение социально-экономического содержания труда наемного персонала путем улучшения основных параметров, влияющих на эффективность труда (модернизация производства, повышение безопасности и комфортности условий труда, комплекс мер по стабилизации занятости, системы и размеры оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования).

Каждые 3 года эти параметры закрепляются в федеральных отраслевых соглашениях по угольной промышленности Российской Федерации и в коллективных договорах, которые будут до 2030 года выполнять роль социально-корпоративных технологий как системы согласованного взаимодействия работодателей и наемных работников в рамках совместной производственной деятельности.

Кроме того, в целях дополнительной мотивации к труду угольные компании продолжат реализацию своих социальных программ (корпоративный социальный пакет), предусматривающих следующие материальные блага для наемного персонала:

установление различных нестандартных надбавок к заработной плате;

корпоративное страхование (добровольное медицинское страхование);

страхование от несчастного случая, негосударственное пенсионное обеспечение, корпоративная система личного страхования;

оздоровление и санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;

помощь ветеранам и пенсионерам;

предоставление бесплатного пайкового угля пенсионерам и лицам, пользующимся правом на его получение;

оказание помощи семьям погибших шахтеров;

диверсификация угольного бизнеса и др.

На основе взаимодействия с органами муниципальной и региональной власти будет реализовываться внешняя социальная политика угольных компаний, направленная на повышение качества жизни населения территорий недропользования, экологическое благополучие и развитие институтов гражданского общества.

Нормой ведения бизнеса для российских крупных частных угольных компаний должно стать внедрение основных принципов корпоративной социальной ответственности.

На всех этапах реализации подпрограммы основная роль государственных федеральных органов власти будет заключаться в нормативно-правовом регулировании внутренней и внешней социальной политики угольных компаний.

Одновременно на всех этапах реализации подпрограммы будут совершенствоваться основные механизмы расширенного социального партнерства, в том числе:

координационные (федеральные отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, соглашения о многостороннем партнерстве на территориальном уровне между различными субъектами и др.);

мотивационные (в части регулирования социально-трудовых отношений), связанные с повышением качества трудовой жизни персонала компаний и обеспечивающие рост эффективности производства (надбавки, премии, бонусы, социальные пакеты, условия труда и др.);

реализующие, включая программно-целевой метод, государственно-частное (муниципальное) партнерство (концессии, лизинг, аренда, государственно-частные контракты и др.), а также использующие инструменты и технологии реализации социальных программ (социальное инвестирование, соинвестирование, социальный заказ, корпоративные фонды, благотворительные и спонсорские программы) и др.

Особое внимание в период до 2030 года будет уделено развитию механизмов государственно-частного партнерства, которое предполагает расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

Наряду с этим таким же образом будут развиваться механизмы муниципально-частного партнерства.

В угольной промышленности механизмы государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства будут реализованы в периоды до 2030 года в целях:

более полного и качественного устранения долговременных социально-экономических и экологических последствий реструктуризации угольной отрасли;

обеспечения согласованных действий в случае проведения корпоративной реструктуризации, в том числе закрытия неперспективных шахт, отработавших свои промышленные запасы, высвобождения рабочей силы и осуществления связанных с этим структурных преобразований экономики территорий недропользования градообразующего типа;

совместного освоения сложных и социально необустроенных новых угольных месторождений с привлечением средств бюджетов всех уровней;

содействия стратегическому социально-экономическому развитию территорий недропользования.

Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе (проекты государственных программ "Содействие занятости населения", "Региональная политика и федеративные отношения").