4. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"
4. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка
угольной продукции и укрепление позиций России на мировом
рынке угля"
Целями подпрограммы являются формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.
Основные мероприятия данной подпрограммы реализуются по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов;
развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для увеличения полноты использования экспортного потенциала угольных компаний;
повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы должны обеспечить снижение доли транспортных затрат в цене угля, способствовать улучшению позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественного угля и продукции с высокой добавленной стоимостью. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы предусматривают:
совершенствование действующей системы учета запасов угля в части обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;
стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности и использование методов, обеспечивающих большую прозрачность угольного бизнеса;
создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг ("аутсорсинг") - для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;
совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля в соответствии с мероприятиями по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384) с учетом создания условий для устойчивости, безопасности функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования при обеспечении баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;
стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции на внутреннем рынке;
создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;
разработку дополнений к нормативным требованиям по обязательному применению калорийного эквивалента при оценке качества произведенной продукции;
содействие межтопливной конкуренции угля с газом для обеспечения не менее 2-кратного превышения цен на природный газ по сравнению с ценами на уголь;
организацию схемы экспортного финансирования поставок российского угля в КНР с использованием ресурсов китайских банков;
стимулирование последовательного замещения экибастузского угля кузнецким углем на тепловых электростанциях Урала и Западной Сибири;
стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;
стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.
Мероприятия по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры должны обеспечить укрепление позиций России на внешнем рынке и дальнейшее развитие сложившихся в последнее десятилетие тенденций по увеличению физических объемов экспорта и достижению паритета в объемах поставки угля на атлантический и азиатско-тихоокеанский рынки к 2030 году. При этом предполагается создание условий для опережающего роста объемов экспорта на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона по отношению к экспорту в европейские страны, где прогнозируется стабилизация и даже сокращение спроса на уголь.
Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:
комплексное развитие Мурманского транспортного узла с планируемым в 2012 - 2015 годах строительством угольного терминала мощностью 20 млн. тонн;
развитие транспортного узла "Восточный - Находка", включая строительство нового угольного терминала мощностью 20 млн. т/год и завершение строительства третьей очереди существующего угольного терминала на 6 млн. т/год;
создание сухогрузного района морского порта Тамань;
строительство и реконструкция объектов федеральной собственности, а также объектов инфраструктуры в морском порту Ванино с доведением его грузооборота до 26,4 млн. т/год;
реконструкцию причалов N 5 - 7 и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк;
строительство морского угольного терминала в районе мыса Изыльметьево.
Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:
увеличение пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна;
развитие Байкало-Амурской магистрали;
увеличение пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля;
строительство железных дорог к Эльгинскому и Элегестскому угольным месторождениям;
развитие направления Междуреченск - Абакан - Тайшет;
развитие промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе;
создание парка вагонов с нагрузкой на ось 30 тонна-сил для перевозки угля в тяжеловесных составах.
Расходы федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры на период до 2015 года составят 195,5 млрд. рублей, в том числе 57,6 млрд. рублей - средства Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Организационные мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение эффективного взаимодействия представителей заинтересованных федеральных и региональных органов государственной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний в ходе реализации проектов по развитию логистической инфраструктуры и совершенствованию тарифного регулирования перевозок угля. Организационные мероприятия предусматривают:
обеспечение завершения инвестиционных проектов развития транспортной и портовой железнодорожной инфраструктуры, находящихся на стадии реализации;
активизацию формирования программы технического перевооружения системы железнодорожного транспорта в части подвижного состава и путевой инфраструктуры для организации движения тяжеловесных поездов, включая развертывание производства грузовых вагонов увеличенной грузоподъемности для перевозки угля;
реализацию проектов по усилению Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;
стимулирование органами местной исполнительной власти угледобывающих регионов развития сети сервисных и вспомогательных предприятий для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;
создание механизмов стимулирования заключения долгосрочных контрактов в угольной промышленности, позволяющих эффективно противостоять ценовым сговорам и резким изменениям цен на уголь;
организацию биржевой торговли стандартизованным угольным топливом на основе спотовых, форвардных и фьючерсных контрактов;
последовательное развитие мер по ужесточению требований к адекватности системы финансовой отчетности и фактического состояния бизнеса;
формирование программы реализации демонстрационных проектов производства и транспортировки стандартизованного угольного топлива, а также реализации демонстрационных проектов создания угольных энергоблоков с циркулирующим кипящим слоем мощностью до 330 МВт и мощностью 660 МВт с пылеугольным сжиганием на суперсверхкритических параметрах пара.
Мероприятия подпрограммы предусматривают возможность использования механизмов государственно-частного партнерства и венчурного финансирования. При этом государство концентрирует свои усилия главным образом на инфраструктурной составляющей проектов и обеспечении рыночной перспективы для производимой продукции и услуг, в то время как частный бизнес наряду с этим обеспечивает инвестиции непосредственно в организацию производства и услуг.
В рамках подпрограммы механизм государственно-частного партнерства используется в целях:
обеспечения доступности портовой и железнодорожной инфраструктуры для производителей энергетического угля как наиболее чувствительных к ценовой конъюнктуре путем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру для решения проблем экспорта продукции на растущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
создания оборудования для производства, транспортировки и хранения стандартизованного угольного топлива для пылевидного сжигания с участием государства, угольных, энергетических и транспортных компаний;
создания производства по добыче шахтного метана и продуктов глубокой переработки угля на основе российских и зарубежных разработок путем реализации демонстрационных проектов получения полукокса, химических продуктов и моторного топлива в Кузбассе и Восточной Сибири.
Мероприятия подпрограммы предполагают инвестиционное сотрудничество в области развития инфраструктуры транспорта угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и зарубежных угольных компаний для работы за рубежом.
В период до 2020 года реализация мероприятий подпрограммы предусматривает:
снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и международный рынки;
повышение "прозрачности" угольного бизнеса и развитие системы аутсорсинга;
достижение максимального объема переработки каменных энергетических углей с учетом требований внутреннего рынка;
реализацию демонстрационных проектов по глубокой переработке угля и добыче шахтного метана.
В дальнейшем (после 2020 года) предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).
В результате реализации комплекса мер будут созданы предпосылки для роста спроса на угольную продукцию в России с 176,5 млн. тонн в 2009 году до 220 млн. тонн в 2030 году, а экспорта российского угля с 107,4 млн. тонн до 170 млн. тонн. Динамика и оценка спроса на российский уголь приведены в приложении N 3 к Программе.
Оценка потребности тепловых электростанций практически совпадает с параметрами Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года и схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2011 - 2017 годы. Следует отметить, что прогнозные оценки потребности в этих программных документах не носят нормативного характера и могут уточняться по ходу их реализации.
Потребность металлургической промышленности в концентратах коксующихся углей оценена в 40 млн. тонн, что примерно соответствует сегодняшнему уровню потребления. Этот прогноз сделан с учетом расширения использования технологий бескоксовой выплавки стали. Рассмотрен вариант и максимально возможного спроса - до 47 млн. тонн в 2020 году. Оценка баланса производства и потребления коксующегося угля на внутреннем рынке, приведенная в приложении N 4, показывает в целом профицит производства в объеме 40 млн. тонн в 2020 году и 53,4 млн. тонн в 2030 году. Достижение этих показателей обеспечивается максимальным использованием потенциала производственных мощностей по добыче жирного, газового жирного, коксового, коксового жирного угля на Элегестском, Межэгейском, Чаданском, Эльгинском, Денисовском и Чульмаканском месторождениях. Таким образом, удовлетворение повышенного спроса на коксующийся уголь для российской металлургии может быть обеспечено наряду с предусмотренными объемами экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Прогнозируемое в рамках Программы существенное увеличение экспорта угля в совокупности с его внутренним потреблением сохраняет общий объем добычи угля в рассматриваемой перспективе, практически совпадающий с прогнозными параметрами Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе (проекты государственных программ "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Развитие транспортной системы").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей