Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"

4. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка

угольной продукции и укрепление позиций России на мировом

рынке угля"

Целями подпрограммы являются формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.

Основные мероприятия данной подпрограммы реализуются по следующим направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов;

развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для увеличения полноты использования экспортного потенциала угольных компаний;

повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний.

Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы должны обеспечить снижение доли транспортных затрат в цене угля, способствовать улучшению позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественного угля и продукции с высокой добавленной стоимостью. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы предусматривают:

совершенствование действующей системы учета запасов угля в части обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;

стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности и использование методов, обеспечивающих большую прозрачность угольного бизнеса;

создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг ("аутсорсинг") - для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;

совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля в соответствии с мероприятиями по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384) с учетом создания условий для устойчивости, безопасности функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования при обеспечении баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;

стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции на внутреннем рынке;

создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;

разработку дополнений к нормативным требованиям по обязательному применению калорийного эквивалента при оценке качества произведенной продукции;

содействие межтопливной конкуренции угля с газом для обеспечения не менее 2-кратного превышения цен на природный газ по сравнению с ценами на уголь;

организацию схемы экспортного финансирования поставок российского угля в КНР с использованием ресурсов китайских банков;

стимулирование последовательного замещения экибастузского угля кузнецким углем на тепловых электростанциях Урала и Западной Сибири;

стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;

стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.

Мероприятия по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры должны обеспечить укрепление позиций России на внешнем рынке и дальнейшее развитие сложившихся в последнее десятилетие тенденций по увеличению физических объемов экспорта и достижению паритета в объемах поставки угля на атлантический и азиатско-тихоокеанский рынки к 2030 году. При этом предполагается создание условий для опережающего роста объемов экспорта на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона по отношению к экспорту в европейские страны, где прогнозируется стабилизация и даже сокращение спроса на уголь.

Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:

комплексное развитие Мурманского транспортного узла с планируемым в 2012 - 2015 годах строительством угольного терминала мощностью 20 млн. тонн;

развитие транспортного узла "Восточный - Находка", включая строительство нового угольного терминала мощностью 20 млн. т/год и завершение строительства третьей очереди существующего угольного терминала на 6 млн. т/год;

создание сухогрузного района морского порта Тамань;

строительство и реконструкция объектов федеральной собственности, а также объектов инфраструктуры в морском порту Ванино с доведением его грузооборота до 26,4 млн. т/год;

реконструкцию причалов N 5 - 7 и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк;

строительство морского угольного терминала в районе мыса Изыльметьево.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:

увеличение пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна;

развитие Байкало-Амурской магистрали;

увеличение пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля;

строительство железных дорог к Эльгинскому и Элегестскому угольным месторождениям;

развитие направления Междуреченск - Абакан - Тайшет;

развитие промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе;

создание парка вагонов с нагрузкой на ось 30 тонна-сил для перевозки угля в тяжеловесных составах.

Расходы федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры на период до 2015 года составят 195,5 млрд. рублей, в том числе 57,6 млрд. рублей - средства Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Организационные мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение эффективного взаимодействия представителей заинтересованных федеральных и региональных органов государственной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний в ходе реализации проектов по развитию логистической инфраструктуры и совершенствованию тарифного регулирования перевозок угля. Организационные мероприятия предусматривают:

обеспечение завершения инвестиционных проектов развития транспортной и портовой железнодорожной инфраструктуры, находящихся на стадии реализации;

активизацию формирования программы технического перевооружения системы железнодорожного транспорта в части подвижного состава и путевой инфраструктуры для организации движения тяжеловесных поездов, включая развертывание производства грузовых вагонов увеличенной грузоподъемности для перевозки угля;

реализацию проектов по усилению Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;

стимулирование органами местной исполнительной власти угледобывающих регионов развития сети сервисных и вспомогательных предприятий для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;

создание механизмов стимулирования заключения долгосрочных контрактов в угольной промышленности, позволяющих эффективно противостоять ценовым сговорам и резким изменениям цен на уголь;

организацию биржевой торговли стандартизованным угольным топливом на основе спотовых, форвардных и фьючерсных контрактов;

последовательное развитие мер по ужесточению требований к адекватности системы финансовой отчетности и фактического состояния бизнеса;

формирование программы реализации демонстрационных проектов производства и транспортировки стандартизованного угольного топлива, а также реализации демонстрационных проектов создания угольных энергоблоков с циркулирующим кипящим слоем мощностью до 330 МВт и мощностью 660 МВт с пылеугольным сжиганием на суперсверхкритических параметрах пара.

Мероприятия подпрограммы предусматривают возможность использования механизмов государственно-частного партнерства и венчурного финансирования. При этом государство концентрирует свои усилия главным образом на инфраструктурной составляющей проектов и обеспечении рыночной перспективы для производимой продукции и услуг, в то время как частный бизнес наряду с этим обеспечивает инвестиции непосредственно в организацию производства и услуг.

В рамках подпрограммы механизм государственно-частного партнерства используется в целях:

обеспечения доступности портовой и железнодорожной инфраструктуры для производителей энергетического угля как наиболее чувствительных к ценовой конъюнктуре путем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру для решения проблем экспорта продукции на растущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

создания оборудования для производства, транспортировки и хранения стандартизованного угольного топлива для пылевидного сжигания с участием государства, угольных, энергетических и транспортных компаний;

создания производства по добыче шахтного метана и продуктов глубокой переработки угля на основе российских и зарубежных разработок путем реализации демонстрационных проектов получения полукокса, химических продуктов и моторного топлива в Кузбассе и Восточной Сибири.

Мероприятия подпрограммы предполагают инвестиционное сотрудничество в области развития инфраструктуры транспорта угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и зарубежных угольных компаний для работы за рубежом.

В период до 2020 года реализация мероприятий подпрограммы предусматривает:

снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и международный рынки;

повышение "прозрачности" угольного бизнеса и развитие системы аутсорсинга;

достижение максимального объема переработки каменных энергетических углей с учетом требований внутреннего рынка;

реализацию демонстрационных проектов по глубокой переработке угля и добыче шахтного метана.

В дальнейшем (после 2020 года) предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

В результате реализации комплекса мер будут созданы предпосылки для роста спроса на угольную продукцию в России с 176,5 млн. тонн в 2009 году до 220 млн. тонн в 2030 году, а экспорта российского угля с 107,4 млн. тонн до 170 млн. тонн. Динамика и оценка спроса на российский уголь приведены в приложении N 3 к Программе.

Оценка потребности тепловых электростанций практически совпадает с параметрами Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года и схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2011 - 2017 годы. Следует отметить, что прогнозные оценки потребности в этих программных документах не носят нормативного характера и могут уточняться по ходу их реализации.

Потребность металлургической промышленности в концентратах коксующихся углей оценена в 40 млн. тонн, что примерно соответствует сегодняшнему уровню потребления. Этот прогноз сделан с учетом расширения использования технологий бескоксовой выплавки стали. Рассмотрен вариант и максимально возможного спроса - до 47 млн. тонн в 2020 году. Оценка баланса производства и потребления коксующегося угля на внутреннем рынке, приведенная в приложении N 4, показывает в целом профицит производства в объеме 40 млн. тонн в 2020 году и 53,4 млн. тонн в 2030 году. Достижение этих показателей обеспечивается максимальным использованием потенциала производственных мощностей по добыче жирного, газового жирного, коксового, коксового жирного угля на Элегестском, Межэгейском, Чаданском, Эльгинском, Денисовском и Чульмаканском месторождениях. Таким образом, удовлетворение повышенного спроса на коксующийся уголь для российской металлургии может быть обеспечено наряду с предусмотренными объемами экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Прогнозируемое в рамках Программы существенное увеличение экспорта угля в совокупности с его внутренним потреблением сохраняет общий объем добычи угля в рассматриваемой перспективе, практически совпадающий с прогнозными параметрами Энергетической стратегии России на период до 2030 года.

Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе (проекты государственных программ "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Развитие транспортной системы").