1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"
1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной
промышленности и рациональное недропользование"
Целью подпрограммы является обеспечение сбалансированного развития и использования угольной сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в угольных ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации.
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, направлены на:
воспроизводство ресурсов и запасов угля с учетом концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных источников на выполнение геолого-разведочных работ в наиболее перспективных районах;
обеспечение рационального недропользования.
В целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации оценивается как удовлетворительное. Однако, при достаточно высоких валовых показателях запасов угля, учтенного государственным балансом, величина благоприятных для освоения (активных) запасов угля существенно ниже. Кондиционные ресурсы угля России, учтенные при разработке Программы, приведены в приложении N 2.
Компенсация отрабатываемых запасов угля в результате их прироста с учетом добывающих мощностей угольных компаний и растущих потребностей теплоэлектроэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности требует наращивания ресурсной базы угля. Для этого необходимо создать основу планирования геолого-разведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета и средств недропользователей, учитывающую состояние и перспективы развития угольной промышленности Российской Федерации.
Мероприятия по воспроизводству ресурсов и запасов угля включают в себя проведение:
опережающих прогнозно-минерагенических и целевых рекогносцировочных работ;
поисковых и поисково-оценочных работ;
В результате выполнения этих работ будет обеспечена локализация прогнозных ресурсов, подготовлены перспективные площади для передачи на лицензионной основе недропользователям, достигнут прирост запасов угля.
Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. При этом максимальным потенциалом роста угледобычи в долгосрочной перспективе, исходя из основных характеристик ресурсной базы (запасы и качество угля, геологические условия, возможность использования открытого способа разработки), обладает Восточно-Сибирский экономический регион страны, что требует ускоренного развития транспортной, прежде всего железнодорожной, инфраструктуры в этом регионе.
На первом этапе реализации подпрограммы будут осуществляться мероприятия по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в освоенных угледобывающих районах, на втором этапе - по созданию условий для формирования новых сырьевых баз угля в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Республики Коми и на Урале, на третьем этапе - по обеспечению минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в традиционных и новых районах добычи угля.
Мероприятия по обеспечению рационального недропользования включают меры нормативно-правового, экономического и контрольно-надзорного характера.
На первом этапе реализации подпрограммы будет создано необходимое нормативно-правовое обеспечение повышения рациональности недропользования, разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод, в части проведения экспертизы технических проектов за счет средств пользователей недр и в части предоставления права недропользователям осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд в границах лицензионных участков.
методика расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах;
положение о формировании ликвидационных фондов, формируемых компаниями-недропользователями для финансирования мероприятий, обеспечивающих консервацию и ликвидацию горных выработок, восстановление природной среды, рекультивацию земель и благоустройство территорий.
Одновременно будут выполняться мероприятия по согласованию проектной документации на разработку месторождений и осуществлению контрольно-надзорной деятельности за выполнением лицензионных соглашений. Осуществление этих мероприятий продолжится на втором и третьем этапах реализации подпрограммы.
Рациональному недропользованию будет способствовать осуществление контрольных мероприятий по выполнению лицензионных соглашений в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы угольной промышленности и рационального недропользования предусматривают:
разработку научного обоснования обстановки, благоприятной для выявления на территории России угольных месторождений;
разработку прогнозно-поисковых моделей угольных месторождений;
переоценку и геолого-экономический анализ ресурсов и запасов угольных месторождений нераспределенного фонда;
разработку технологий применения комплекса современных экспрессных полевых и лабораторных методов изучения минерального вещества при поисках и оценке угольных месторождений;
создание информационных технологий мониторинга и управления запасами угля;
создание научно-аналитической базы, нормативно-методического и правового обеспечения изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности, а также рационального недропользования.
Основные организационные мероприятия по реализации подпрограммы включают в себя:
создание координационного совета по подпрограмме с участием заинтересованных представителей федеральных органов власти, научных организаций и компаний-недропользователей;
создание информационно-аналитической поддержки реализации подпрограммы;
разработку форм полугодовых отчетов о реализации подпрограммы.
Механизмы государственно-частного партнерства реализации подпрограммы основаны на следующих принципах:
государство ответственно за локализацию прогнозных ресурсов угля, подготовку перспективных участков и площадей для передачи их на лицензионной основе недропользователям;
в сферу ответственности угольных компаний входит проведение более детальных поисковых, поисково-оценочных работ, а также разведки угольных месторождений.
Для реализации подпрограммы будет привлечено 17482 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых государственному заказчику на текущие расходы по основной деятельности, 6084,1 млн. рублей и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 488,4 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 11397,9 млн. рублей.
Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геолого-разведочных работ и обеспечения прироста запасов угля является лицензирование недропользования.
Подпрограммой предусматривается формирование перечня объектов лицензирования по основным угольным бассейнам до 2015 года и обоснование направлений лицензионной деятельности до 2030 года. Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы угледобычи и вовлечению разведанных запасов угля в разработку.
При формировании перечня объектов лицензирования по основным угольным бассейнам до 2015 года учитывалась последовательность ввода шахт и разрезов в эксплуатацию и объемы предполагаемой добычи угля.
Размещение объектов лицензирования проведено с учетом перспектив расширения сети железных дорог в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и развития экспортных угольных терминалов в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. Принято во внимание развитие мощностей угольной генерации, предусмотренное в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.
Реализация перечня лицензирования месторождений угля до 2015 года потребует минимальных затрат с точки зрения создания обеспечивающей инфраструктуры. Все планируемые к лицензированию участки расположены на небольшом удалении от действующих производств и могут быть оперативно вовлечены в освоение, что повышает инвестиционную привлекательность выставляемых на аукционы и конкурсы участков и их цену.
Лицензирование недропользования в 2016 - 2030 годах будет направлено на поддержание ресурсного обеспечения действующих угледобывающих производств и создание условий для формирования новой минерально-сырьевой базы угольной промышленности в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на Урале.
Международная деятельность по реализации подпрограммы будет направлена на гармонизацию международных и национальных стандартов в области учета и подсчета ресурсов и запасов угля.
Реализация предусмотренных мероприятий обеспечит эффективное функционирование действующих угледобывающих предприятий за счет своевременной подготовки технологических запасов и повышения рациональности недропользования для продления сроков службы, реконструкции и увеличения мощности действующих угледобывающих предприятий, способных в современных условиях сохранить рентабельность добычи и наращивать ее объемы.
Для создания новых экономически эффективных угледобывающих предприятий будут подготовлены соответствующие запасы угля:
на участках и месторождениях, находящихся в благоприятных условиях в отношении потребителей и транспортных коммуникаций;
на локальных участках с небольшими запасами, находящихся в благоприятных условиях в отношении ускоренного освоения нетиповыми угледобывающими предприятиями (разрезы, уклоны, штольни);
в энергодефицитных районах, удаленных от центров угледобычи, для обеспечения местным угольным топливом небольших населенных пунктов и горнорудных предприятий (строительство малых угольных разрезов местного значения);
на месторождениях, располагающих высококачественным углем, характеризующимся высокими потребительскими свойствами (коксующийся особо ценных марок, высококалорийный энергетический, конкурентоспособный на внешнем рынке или пригодный для технологического использования).
Получит опережающее развитие подготовка к освоению запасов угля под перспективное строительство в районах, где ожидаются благоприятные изменения экономической ситуации - появление новых потребителей, увеличение спроса на уголь, изменение цен или налоговой политики, строительство транспортных коммуникаций, появление новых технологий добычи, транспортировки, использования или переработки угольного сырья, выявление дополнительных свойств угля, расширяющих сферу его использования и увеличивающих потребительскую ценность.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе (проект государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей