Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Рациональные варианты развития отрасли

Рациональный как для бизнеса, так и для государства вариант развития угольной отрасли должен удовлетворять критериям корпоративной и бюджетной эффективности - то есть, обеспечивать, с одной стороны, положительное сальдо денежных средств, с другой - достаточный объем поступлений в федеральный бюджет.

Как следует из результатов выполненных сценарных расчетов, при повышении железнодорожных тарифов к 2030 году в 2,5 раза положительное сальдо от производственной и ликвидационной деятельности достигается при уровне добычи на конец периода, равном 325 млн. тонн. При повышении железнодорожных тарифов к 2030 году в 3,27 раза и тем более в 4,06 раза суммарный корпоративный поток денежных средств, учитывающий выполнение программ производственной и ликвидационной деятельности, становится устойчиво отрицательным. Промежуточным значением, при котором потенциально может быть достигнуто положительное суммарное значение корпоративного сальдо денежных средств по производственной и ликвидационной деятельности, является повышение железнодорожных тарифов примерно в 2,9 раза к 2030 году.

Таким образом, минимальным объемом добычи угля в 2030 году, обеспечивающим корпоративную эффективность отрасли, является величина, равная 325 млн. тонн.

С увеличением объемов добычи угля повышается бюджетная эффективность отрасли. Однако это повышение имеет пределы роста. Так, в вариантах роста железнодорожных тарифов в 2,5 раза к 2030 году предел роста бюджетной эффективности достигается в диапазоне объемов добычи угля, составляющих 400 - 500 млн. тонн.

Условиям безальтернативного обеспечения бюджетной эффективности и достижения при благоприятных условиях корпоративной эффективности отвечает прогнозный диапазон рациональных объемов добычи угля в 2030 году, составляющих 325 - 430 млн. тонн.

Для обеспечения формирования в самой угольной отрасли достаточных ресурсов для ее устойчивого развития и реализации конкурентных преимуществ российских угольных компаний предусматривается привлечение государственных ресурсов на принципах государственно-частного партнерства.

При этом государственные ресурсы должны быть направлены не на выборочное дотирование отдельных предприятий, а на участие в решении ряда системных проблем отрасли, которые не могут быть полностью и достаточно эффективно решены самим бизнесом.

К числу основных направлений, требующих государственной поддержки, относятся:

устранение инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения эффективности использования подвижного состава. При этом средства на решение этих задач в инвестиционной программе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" должны в обязательном порядке дополняться ресурсами из государственного бюджета, что позволит избежать резкого роста транспортных затрат и потери конкурентоспособности российского угля на международном рынке;

завершение реструктуризации угольной промышленности, включая решение проблем социального характера;

инновационное развитие отрасли (с использованием таких механизмов государственной поддержки, как выдача долгосрочных кредитов на льготных условиях государственными банками, предоставление налоговых льгот на региональном уровне для проектов, направленных на модернизацию оборудования и инновационное развитие предприятий, государственное финансирование научно-исследовательских разработок и софинансирование пилотных инновационных проектов, в том числе в сфере глубокой переработки угля и получения продуктов с высокой добавленной стоимостью);

развитие кадрового потенциала отрасли через переобучение и повышение квалификации персонала для обеспечения необходимого роста эффективности отрасли и перехода на современное высокотехнологичное оборудование.

Оказание поддержки по указанным направлениям позволит обеспечить реализацию эффективного как на корпоративном, так и на государственном уровне проекта долгосрочного развития угольной отрасли. Для экономики в целом это в долгосрочной перспективе обеспечит:

дополнительные доходы бюджетов различных уровней за счет поступления налоговых платежей от предприятий отрасли;

поддержание занятости и социальной стабильности в угольных моногородах, что крайне важно с учетом того, что работники угольной промышленности представляют собой сильную консолидированную социальную группу;

развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, где угольная промышленность является одним из важнейших составных элементов экономики;

энергетическую безопасность Российской Федерации за счет диверсификации энергобаланса страны;

инфраструктуру, которая может быть использована также и другими отраслями промышленности (прежде всего на азиатском направлении, имеющем стратегическое значение для развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона);

дополнительные косвенные эффекты за счет роста выпуска продукции и занятости в других отраслях (машиностроение, железнодорожный транспорт, строительство и др.), заказы на продукцию которых будут возникать в процессе развития угольной промышленности (в том числе поддержание угольной отрасли имеет важное значение для железнодорожного транспорта, для которого именно уголь обеспечивает около 25 процентов объемов грузоперевозок).