Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Цели и задачи Программы

Как следует из анализа состояния, основных проблем и перспектив развития российской угольной промышленности, преодоление существующих проблем и рисков на пути ее эффективного и устойчивого долгосрочного развития может быть обеспечено лишь на основе государственно-частного партнерства, важнейшим инструментом которого призвана стать Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа).

Реализация принципов государственно-частного партнерства в первую очередь требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса в этой сфере, а также объединения усилий государства и бизнеса, разделения ответственности и рисков.

Основные интересы государства в рассматриваемой сфере связаны с реализацией зафиксированных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года положений долгосрочной государственной энергетической политики в рамках перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года стратегическими целями развития угольной промышленности являются надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами, повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия на окружающую среду.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к долгосрочным приоритетам социально-экономического развития относятся развитие человеческого потенциала России, стимулирование предпринимательской активности и привлечения капитала в экономику, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе в энергетике, укрепление внешнеэкономических позиций России, переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Таким образом, именно обеспечение (или необеспечение) необходимого вклада угольной промышленности в достижение указанных стратегических ориентиров является с позиции государства определяющим.

Интересы бизнеса связаны с экономически эффективным функционированием и инвестиционной привлекательностью угольных предприятий, максимизацией прибыли, сохранением имеющихся и занятием новых ниш на внутреннем и внешнем рынках угольной продукции, а также с возможностями осуществления долгосрочных планов развития компаний.

Общей базой для успешной реализации долгосрочных интересов как государства, так и бизнеса в условиях рыночной экономики может служить лишь максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний.

Целью Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса в рассматриваемой сфере являются:

модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных технологических, организационных и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах;

создание "среды развития" угольных компаний, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организация рационального взаимодействия со смежными отраслями;

совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы, в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Указанные главные направления реализуются путем решения следующих основных задач, необходимых для достижения поставленной цели:

развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;

завершение реструктуризации угольной промышленности;

развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;

технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;

обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;

развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;

совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.

С целью решения каждой из указанных задач формируется конкретный проект поэтапного развития соответствующего направления на перспективу до 2030 года, реализуемый при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса.

Сфера ответственности государства включает прежде всего совершенствование нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение действенного надзора (усиление соответствующих функций) и создание благоприятного инвестиционного климата. Сфера ответственности бизнеса включает в том числе активное выдвижение и реализацию проектов модернизации производства, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, а также выполнение социальных обязательств.

Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как:

формирование рынков, включая в том числе вопросы тарифно-ценовой политики и задания долгосрочных программных ориентиров развития смежных отраслей (электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт), вопросы регионального социально-экономического развития и рациональных топливно-энергетических балансов;

развитие и использование различных форм государственной поддержки, учитывающих в том числе длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли;

формирование комфортной социальной и инвестиционной среды через устранение нефинансируемых федеральных мандатов, закрепленных за угольной отраслью в предыдущие годы;

развитие науки и образования.

Типовые стадии развития отношений между государством и бизнесом предусматривают:

совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего безопасность при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, и создание эффективного механизма государственно-частного партнерства;

развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения новой угольной генерации, развития инфраструктуры;

стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений.

Основные индикаторы достижения поставленной цели отражают важнейшие продвижения в сферах модернизации и устойчивого развития угольной отрасли, повышения качества угольной продукции и занятия новых рыночных ниш, повышения эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения промышленной и экологической безопасности, а также выполнения социальных обязательств и роста поступлений в бюджет.

В перечень указанных индикаторов включаются:

удельный вес мощностей, введенных с начала реализации Программы, в общем объеме мощностей по добыче угля;

доля актуализированных нормативных правовых актов в сфере проектирования, строительства и эксплуатации угледобывающих предприятий;

рентабельность активов (отношение чистой прибыли к стоимости всех активов);

калорийный эквивалент угольной продукции для энергетики;

средняя дальность перевозки угольной продукции;

объем добычи на 1 занятого в отрасли и производство товарной продукции на 1 занятого в отрасли за период реализации Программы;

состояние промышленной безопасности, включая удельный травматизм со смертельным исходом на 1 млн. тонн добычи, удельный травматизм со смертельным исходом на 1000 работников промышленно-производственного персонала;

удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты;

удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

поступления в бюджет (недропользование, налоги).