Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 970).

Таблица 5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3834

2556

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический

цикл

696

464

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 3 - 8

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 3, 4, 6, 8, 10

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 10

ПК 1.1 - 1.3, 2.3, 2.5 - 2.7, 3.4, 3.6

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

160

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 4 - 6, 8, 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

320

160

ОГСЭ.06. Физическая культура

ОК 2 - 4, 6, 8, 10

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов;

пользоваться компьютерными программами, Интернет-ресурсами, работать с электронными документами;

знать:

теоретические основы построения и функционирования современных персональных компьютеров;

типы компьютерных сетей;

принципы использования мультимедиа, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий, методы защиты информации;

ЕН.01. Информационные ресурсы

ОК 2 - 9

ПК 1.1, 1.5, 2.2, 2.3

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 9

ПК 1.2

П.00

Профессиональный цикл

3030

2020

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

504

336

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

способствовать функционированию любительских творческих коллективов;

подготавливать и проводить фестиваль народного художественного творчества;

знать:

основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности;

традиционные народные праздники и обряды;

теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных организациях;

специфику организации детского художественного творчества;

методику организации и работы досутовых формирований (объединений), творческих коллективов;

структуру управления народным художественным творчеством;

ОП.01. Народное художественное творчество

ОК 1 - 9

ПК 1.2 - 1.4, 2.1, 2.2

уметь:

применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом;

сохранять культурное наследие региона;

знать:

понятие, виды и формы культуры;

значение и место отечественной культуры как части мировой культуры;

основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры;

ОП.02. История отечественной культуры

ОК 1 - 9

ПК 1.2, 2.2

уметь:

анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать свое отношение к авторской позиции;

использовать литературные произведения в профессиональной деятельности;

знать:

важнейшие этапы и направления в истории отечественной (в том числе современной) литературы;

выдающихся отечественных писателей, их жизнь и творчество;

шедевры русской классической литературы;

содержание изученных произведений;

ОП.03. Отечественная литература

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.2, 2.2

уметь:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;

определять лексическое значение слова;

использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности;

знать:

фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

самостоятельные и служебные части речи;

синтаксический строй предложений;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка;

ОП.04. Русский язык и культура речи

ОК 4 - 6, 8, 9

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 10

ПК 1.1 - 3.6

ПМ.00

Профессиональные модули

2526

1684

ПМ.01

Организационно-управленческая деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях (организациях);

разработки социально-культурных программ;

работы с детьми, подростками в культурно-досуговых учреждениях (организациях);

подготовки планов, отчетов, смет расходов, бизнес-плана;

уметь:

оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым учреждениям и образовательным организациям по развитию социально-культурной деятельности;

анализировать региональные особенности социально-культурной деятельности и участвовать в ее развитии;

осуществлять руководство структурным подразделением учреждения социально-культурной сферы;

проводить и обрабатывать результаты конкретно-социологических исследований;

анализировать и составлять планы, отчеты, смету расходов;

использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях;

пользоваться специальной литературой, учебно-методическими материалами;

разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

разработать бизнес-план социально-культурной услуги;

использовать законодательные и нормативно-правовые акты в организации предпринимательской деятельности;

знать:

основные виды и этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России;

основные виды, формы и тенденции развития социально-культурной деятельности в регионе;

структуру управления социально-культурной деятельностью;

понятие субъектов социально-культурной деятельности;

теоретические основы и общие методики организации и развития социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений;

современные социально-культурные технологии, социально-культурные программы;

методику конкретно-социологического исследования;

специфику и формы методического обеспечения отрасли;

экономические основы деятельности учреждений социально-культурной сферы и их структурных подразделений;

основные понятия психологии (психика, сознание, личность, индивид, потребность, мотив, интерес, ценностная ориентация, вкус, мышление, эмоция, чувство);

закономерности психического развития человека, его возрастные и индивидуальные особенности, методы психологической диагностики личности;

роль семьи и социума в формировании и развитии личности ребенка;

хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности;

состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов;

виды внебюджетных средств, источники их поступления;

методику бизнес-планирования;

принципы организации труда и заработной платы;

сущность, основные типы и виды предпринимательской деятельности;

историю и условия развития предпринимательской деятельности;

правовые основы предпринимательской деятельности;

формы и этапы создания собственного дела;

бизнес-план как основу предпринимательской деятельности;

специфику и возможности предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере.

МДК.01.01. Организация социально-культурной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.8

ПМ.02

Организационно-творческая деятельность

Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки сценариев, организации, постановки, художественно-технического оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений;

постановки эстрадных программ или номера;

личного участия в постановках в качестве исполнителя;

работы с актерами, отдельными участниками мероприятий и творческими коллективами, работы над сценическим словом;

уметь:

разрабатывать сценарий культурно-массового мероприятия, театрализованного представления, осуществлять их постановку;

организовывать и проводить репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями;

работать с разнородным и разножанровым материалом на основе монтажного метода;

осуществлять художественно-техническое оформление культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, использовать техническое световое и звуковое оборудование;

работать над эскизом, чертежом, макетом, выгородкой;

проводить психофизический тренинг, выявлять детали внутренней и внешней характерности образа;

применять навыки работы актера, работать над сценическим словом, использовать логику и выразительность речи в общении со слушателями и зрителями;

использовать выразительные средства сценической пластики в постановочной работе;

разрабатывать и осуществлять постановку эстрадного номера или программы;

привлекать финансовые средства для осуществления постановки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений;

знать:

основные положения теории и практики режиссуры, особенности режиссуры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений;

различные виды и жанры культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений;

сущность режиссерского замысла, приемы активизации зрителей, специфику выразительных средств;

временные и пространственные особенности, особенности мизансценирования;

принципы художественного оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений;

типы, устройство, оборудование сцены, осветительную и проекционную аппаратуру;

технику безопасности;

основы теории драмы;

специфику драматургии культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений;

методы создания сценариев, специфику работы над сценарием культурно-массового мероприятия, театрализованного представления на закрытой и открытой площадках;

систему обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского,

специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях;

элементы психофизического действия, создания сценического образа;

особенности работы над словесным действием;

"внешнюю" и "внутреннюю" технику словесного действия, принципы орфоэпии, систему речевого тренинга;

общие закономерности и способы образно-пластического решения, возможности сценического движения и пантомимы;

художественные особенности, синтетическую природу эстрадного искусства;

виды, жанры и формы эстрадного искусства;

специфику выразительных средств эстрады;

основные этапы развития отечественной и зарубежной эстрады, лучших исполнителей;

принципы создания эстрадного номера и целостного эстрадного представления;

источники финансирования мероприятий и постановок, способы привлечения денежных средств, их грамотного использования;

МДК.02.01. Основы режиссерского и сценарного мастерства

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.7

МДК.02.02. Исполнительская подготовка

Организация культурно-досуговой деятельности

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации культурно-досуговой работы с населением региона, в том числе с детьми и подростками;

проведения игровых форм и программ;

подготовки сценариев, организации, постановки, художественно-технического и музыкального оформления культурно-досуговых программ;

уметь:

организовывать культурно-досуговую деятельность в культурно-досуговых учреждениях и образовательных организациях;

оказать консультационно-методическую помощь по вопросам организации культурно-досуговой деятельности;

осуществлять руководство структурным подразделением культурно-досугового учреждения (организации);

организовывать досуговую работу с детьми и подростками;

подготавливать и проводить игровую форму с различными возрастными категориями населения;

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной речи;

общаться со слушателями и зрителями;

разрабатывать сценарии культурно-досуговых программ, осуществлять их постановку, использовать разнообразный материал при подготовке сценариев;

организовывать и проводить репетиционную работу с участниками культурно-досуговой программы;

осуществлять художественно-техническое и музыкальное оформление культурно-досуговых программ;

использовать техническое световое и звуковое оборудование, подготовить фонограмму;

организовывать анимационную работу, подготавливать и проводить с населением различные игровые, конкурсные и другие программы;

использовать рекламу в целях популяризации учреждения (организации) культуры и его услуг;

планировать, подготавливать и проводить рекламное мероприятие культурно-досуговой деятельности, использовать возможности выразительных средств рекламы;

использовать связи с общественностью в работе культурно-досугового учреждения (организации);

создавать и поддерживать положительный имидж учреждения (организации) культуры и его работников;

знать:

основные виды и этапы культурно-досуговой деятельности в России и в своем регионе; основные направления, формы и тенденции развития культурно-досуговой деятельности; теоретические основы, общие и частные методики организации культурно-досуговой деятельности;

основные принципы работы с детьми и подростками; основные этапы развития досуговой работы с детьми и подростками; специфику досуговой работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей;

теоретические основы игровой деятельности; особенности использования игровых форм досуга с учетом возрастных особенностей населения; значение игры в развитии детей; виды, формы, технологию подготовки и проведения игры;

понятие культуры речи, орфоэпические нормы русского литературного языка, фонетические средства языковой выразительности, систему речевого тренинга,

основы теории драмы; специфику драматургии культурно-досуговых программ; методы создания сценариев; специфику работы над сценарием культурно-досуговой программы;

основные положения теории и практики режиссуры; особенности режиссуры культурно-досуговых программ; сущность режиссерского замысла; приемы активизации зрителей; специфику выразительных средств;

средства и способы художественного оформления культурно-досуговых программ;

специфику музыкального языка, выразительные средства музыки, основные музыкальные жанры и формы, методы музыкального оформления культурно-досуговых программ, технику безопасности;

классификацию технических средств; типы звуковоспроизводящей, осветительной и проекционной аппаратуры, принципы ее использования в культурно-досуговых программах; методы создания фонограмм;

теоретические основы, виды и формы анимационной деятельности;

общую методику организации анимационной деятельности в культурно-досуговых учреждениях (организациях) и на открытых площадках;

методики подготовки и проведения анимационных программ (игровых, конкурсных, дискотек и других) для различных групп населения;

основные виды рекламы, рекламных средств;

виды рекламных мероприятий, цели рекламных кампаний и их планирование;

сценарные и режиссерские основы рекламы;

методику подготовки, проведения и анализа рекламного мероприятия;

сущность, значение и цели связи с общественностью (PR);

внешние и внутренние коммуникации;

особенности проведения мероприятия PR;

роль имиджа, его характеристики и компоненты.

МДК.02.01. Основы культурно-досуговой деятельности

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.7

МДК.02.02. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговой деятельности

МДК.02.03. Оформление культурно-досуговых программ

ПМ.03

Менеджмент в социально-культурной сфере

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

руководства учреждением (организацией) культуры (структурным подразделением), составления планов и отчетов его работы;

подготовки документов бухгалтерского учета;

работы с прикладными компьютерными программами;

работы с нормативно-правовой документацией;

уметь:

использовать нормативно-управленческую информацию в своей деятельности;

организовывать, анализировать и оценивать работу коллектива исполнителей, учреждения (организации) культуры;

находить оптимальные варианты при решении управленческих и хозяйственных задач;

составлять планы и отчеты;

решать организационные задачи, стоящие перед коллективом;

осуществлять контроль за работой кадров;

составлять документы бухгалтерского учета;

использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

применять компьютеры и телекоммуникационные средства;

использовать нормативные правовые документы в работе;

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, внешнюю и внутреннюю среду организации;

цикл менеджмента, стратегические и тактические планы в системе менеджмента;

структуру организации, систему методов управления;

принципы организации работы коллектива исполнителей, роль мотивации и потребностей;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

принципы руководства (единоначалие и партнерство), стили руководства;

особенности менеджмента в социально-культурной сфере, систему и структуру управления культурой;

основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры;

цели и задачи управления учреждениями (организациями) культуры;

принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения (организации) культуры;

систему управления трудовыми ресурсами, планирование потребности в трудовых ресурсах;

принципы отбора кадров, профессиональной ориентации и социальной адаптации в коллективе;

методики оценки результатов деятельности, контроля за деятельностью кадров;

понятие и принципы маркетинга, рынок как объект маркетинга, сегментацию рынка;

суть маркетинговой деятельности учреждения (организации) культуры, поиск рыночной ниши, правила создания новых услуг;

ценовую и сбытовую политику учреждения (организации), цели и виды продвижения услуг, способы стимулирования сбыта, значение рекламы;

стратегическое маркетинговое планирование;

законодательные и нормативные акты Российской Федерации по бухгалтерскому учету и аудиту;

основы бухгалтерского учета, его виды и задачи, объекты учета;

первичные учетные документы, их реквизиты, сводную учетную документацию;

процесс регулирования бухгалтерского учета;

порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность, адреса и сроки ее представления;

условия хранения документов бухгалтерского учета;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий;

прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности;

возможности использования сети Интернет и других сетей в профессиональной деятельности;

историю и современное состояние законодательства о культуре;

основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения;

права и обязанности работников социально-культурной сферы;

правовые принципы деятельности учреждений (организаций) социально-культурной сферы.

МДК.03.01. Менеджмент в социально-культурной сфере

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.6

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1620

1080

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5454

3636

УП.00

Учебная практика

8 нед.

288

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.8, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.6

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

8 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

4 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

1 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы (по видам)

1 нед.

ГИА.03

Государственный экзамен

1 нед.

ГИА.04

Государственный экзамен

1 нед.