Приложение. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей
к письму Департамента
молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей
Минобрнауки России
от 19 октября 2006 г. N 06-1616
ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(для учреждений дополнительного образования детей
системы образования)
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование образовательных программ.
Использование в практике финансирования образовательных учреждений бюджетного финансирования требует соблюдения определенных экономических условий в части реализации образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с направленностью и сроками их реализации.
В целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств при переходе на нормативный метод финансирования может использоваться модель расчета нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, адаптированная применительно к реализации конкретной образовательной программы дополнительного образования детей (далее - программы).
Соблюдение единства принципов и методов расчета потребности в финансовых средствах при реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей позволит обеспечить единый методологический подход к формированию потребности в финансовых средствах на реализацию программы и функционирование учреждений дополнительного образования детей.
Введение нормативов бюджетного финансирования в практику планирования и распределения финансовых средств на всех бюджетных уровнях направлено, прежде всего, на изменение сложившейся практики, когда от образовательных учреждений требуют реализацию программ без соответствующего финансирования.
Рассматриваемая методика расчетов норматива бюджетного финансирования реализации программ может использоваться на региональном и местном уровнях, а также на уровне учреждения (в учреждении дополнительного образования детей и общеобразовательном учреждении).
В условиях широкой дифференциации и подвижности ценового фактора по различным регионам на продовольственные и промышленные товары невозможно установить единые (централизованные) нормы расходов. Мерой, отражающей воздействие инфляции на стоимость реализации образовательных программ, может служить установление нормативных соответствий между одним из показателей, подлежащих государственному регулированию, каким, например, является среднемесячная заработная плата, и суммой остальных текущих расходов, соответствующих направленности и длительности реализуемых образовательных программ.
Единая модель расчета нормативов программы основывается на следующих принципах:
1. Формирование величины норматива бюджетного финансирования производится на основе установления нормативных соотношений (экономических нормативов) между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО), т.е. суммой всех текущих расходов, связанных с реализацией программы.
2. Включение в расчетную величину нормативов бюджетного финансирования минимально необходимых прямых текущих расходов, непосредственно связанных с реализацией программы.
3. Расчет прямых текущих расходов осуществляется с учетом направленности программы и сроков ее реализации.
К прямым текущим расходам, непосредственно влияющим на стоимость реализации программы, относятся:
- расходы на заработную плату с начислениями, включая выплаты за особые условия труда;
- расходы на канцелярские принадлежности, расходные материалы;
- расходы на командировки (расходы по найму жилого помещения, проезд к месту командировки и обратно, внутримаршрутные переезды, суточные и т.д.);
- транспортные расходы на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта;
- наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания (при проведении полевых лагерей, сборов) и др.;
- приобретение учебных пособий, материалов для учебных и лабораторных занятий, снаряжение, учебные экскурсии, издание и приобретение учебных программ и прочие.
В расчет норматива бюджетного финансирования не включаются следующие расходы:
коммунальные расходы (на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, оплату топлива, электроэнергии, используемые в течение года);
- расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт;
- расходы социального характера: на питание обучающихся, подвоз их к месту проведения занятий и др.
Структура норматива бюджетного финансирования (Н б.ф.) в общем виде может быть представлена следующим образом:
Н б.ф. = (ФОТ + ФМО) х Р, где ФОТ - месячный фонд оплаты труда, ФМО - месячный фонд материального обеспечения, Р - 12 месяцев либо длительность программы в учебных годах <*>.
--------------------------------
<*> Норматив может быть рассчитан с использованием длительности реализации программы, выраженной в учебных неделях.
В Фонд оплаты труда (ФОТ) включаются: заработная плата (тарифная и надтарифная часть); начисления на заработную плату; компенсация за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников.
В фонд материального обеспечения (ФМО) включаются: расходы на канцелярские принадлежности, расходные материалы; расходы на командировки (расходы по найму жилого помещения, проезд к месту командировки и обратно, суточные и т.д.); транспортные расходы на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, используемого для реализации программ; наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания (при проведении полевых лагерей, сборов) и др.; прочие текущие расходы: приобретение учебных пособий, материалов для учебных и лабораторных занятий, снаряжение, учебные экскурсии, издание и приобретение учебных программ.
ФОТ и ФМО формируются в зависимости от направленности программы.
Величина норматива бюджетного финансирования регулируется посредством установления экономических нормативов на ФОТ и ФМО.
Экономические нормативы являются механизмом, позволяющим корректировать величину норматива бюджетного финансирования. Так, если увеличивать экономические нормативы на ФОТ, то абсолютная величина норматива бюджетного финансирования сократится, а если его уменьшить, то абсолютная величина норматива бюджетного финансирования возрастет.
В основу модели расчета нормативов бюджетного финансирования заложены два метода:
нормативный метод, базирующийся на нормативных документах, и аналитический метод, основой которого является анализ сложившихся соотношений в расходах по статьям затрат за длительный период.
При расчете нормативов бюджетного финансирования целесообразно использовать следующие нормативные материалы и расчетные данные:
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233;
- Единую тарифную сетку, утверждаемую Постановлением Правительства Российской Федерации, либо иную систему оплаты труда, применяемую в регионе;
- Норматив штатной численности по административному, педагогическому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу в расчете на 1 обучающегося. Все расчеты по единой модели производятся в расчете на одного обучающегося.
Если обучающийся занимается в нескольких объединениях, то он учитывается столько раз, во скольких объединениях он занимается.
Расчет нормативов бюджетного финансирования состоит из четырех этапов.
Первый этап - подготовка исходных данных.
На основе нормативных материалов и статистической отчетности определяются следующие показатели:
1. Норма предельной расчетной наполняемости объединения на одного педагога.
2. Расчетное количество педагогических ставок, необходимое для реализации образовательной программы в соответствии с условиями ее реализации и направленностью.
Для реализации программы за пределами образовательного учреждения (в полевых условиях, выездных лагерях) для определения необходимого количества педагогических ставок целесообразно использовать коэффициент увеличения численности персонала равный 2-м.
В расчетную величину норматива бюджетного финансирования включено среднее количество педагогических ставок в расчете на одно объединение - 0,6 - 0,8 единиц должности педагога (таким образом, предусматривается финансирование ставок: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, концертмейстер и др.).
3. Расчетное количество штатных единиц по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу на 1 группу определяется на основании статистических данных либо на основе примерных нормативов штатной численности учреждений дополнительного образования детей, принятых в субъектах Российской Федерации.
В основу распределения численности работников учреждений дополнительного образования детей положена классификация должностей исходя из характера и сложности труда.
4. Средний разряд по группам персонала на основании Единой тарифной сетки либо средняя ставка (оклад) по иной системе оплаты труда, применяемой в регионе.
5. Количество ставок, приходящееся на одного обучающегося по каждой группе персонала, определяется путем деления нормативной численности по каждой группе персонала в зависимости от количества групп на численность обучающихся при норме наполняемости группы - 12 человек <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей учреждение вправе самостоятельно устанавливать наполняемость группы.
Второй этап - расчет средств на оплату труда начинается с расчета фонда заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала:
административному, педагогическому, учебно-вспомогательному, обслуживающему.
Исходной базой для расчета фонда заработной платы по каждой группе персонала является средний разряд по тарифной сетке либо средняя ставка (оклад) по иной системе оплаты труда по каждой группе персонала.
Структура фонда заработной платы: определяется тарифная и надтарифная часть заработной платы в процентном отношении по каждой группе персонала.
Для работников образования очень важно отрегулировать соотношение тарифной и надтарифной заработной платы, поскольку специфика труда педагогов по реализации дополнительных образовательных программ различна, присутствует множество доплат, которые не могут быть отражены в полном объеме в тарифной части заработной оплаты. Каждая из этих частей имеет свое целевое назначение применительно к конкретному виду труда.
Применительно к работникам системы дополнительного образования детей в состав тарифной части заработной платы включаются:
- оплата по тарифным ставкам в соответствии с квалификационными разрядами тарифной сетки с учетом их повышения за условия труда (работа в сельской местности, работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, и оплата за превышение нормо-часов); надбавки за вредные условия труда и режим работы; прочие выплаты постоянно действующего характера;
- надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию, в ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки за результаты труда, а также компенсирующие повышенные затраты труда работника. Доплаты и надбавки такого характера устанавливаются в процентах к тарифной части.
Соотношение тарифной и надтарифной частей заработной платы складывается исходя из характера и содержания труда, направленности программ. Чем сложнее и разнообразнее условия труда, тем больше должна быть надтарифная часть заработной платы для его стимулирования.
Исходя из содержания труда педагогических работников, реализующих программы различной направленности, можно рекомендовать следующие соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы (принимая ФОТ за 100%):
- Таблица 1. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы для учреждений дополнительного образования детей
- Таблица 2. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы для программ дополнительного образования, реализуемых общеобразовательными учреждениями
- Таблица 3. Соотношения тарифной и надтарифной частей заработной платы педагогического персонала, реализующего программы различной направленности
- Таблица 4. Примерные нормативы соотношения ФОТ и ФМО
- Таблица 5. Классификация должностей по группам персонала
- Примерная нормативная численность персонала
- Таблица 6. Объемы учебной нагрузки примерные объемы программ (возможно использование программ другой длительности)
- Таблица 7. Примерная наполняемость групп
- Таблица 8. Пример расчета норматива по группам персонала
- Таблица 9. Пример расчета фонда оплаты труда при реализации программ дополнительного образования детей различной направленности (30 групп со средней наполняемостью 12 чел.)
- Таблица 10. Пример расчета норматива бюджетного финансирования программ дополнительного образования детей различной направленности (средняя наполняемость 12 чел.)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей