МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА

Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.А. Столяровой, посчитав, что жалоба является недопустимой.

Н.А. Столярова просила признать неконституционным положение абзаца первого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239), устанавливающее, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов. Заявительница также оспаривала конституционность пункта 3 части 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 246-З N 499-III "О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов)", на основании которого органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) наделяются отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (оптовых, розничных) на продукцию производственно-технического назначения и потребительские товары.

По мнению заявительницы, государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона, а номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, подлежит утверждению исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации; делегирование соответствующих полномочий недопустимо.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации обжалуемые нормы (статья 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Оспоренные Н.А. Столяровой нормы устанавливают, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Вот уже 17 лет действует Гражданский кодекс Российской Федерации, в статье 424 которого закреплено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами (но не органами местного самоуправления), являются обязательными для сторон лишь в случаях, предусмотренных законом (а не решениями органов исполнительной власти). В остальных случаях стороны самостоятельно и свободно определяют цены.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определяет требования к организации и осуществлению торговой деятельности, устанавливает основы антимонопольного регулирования и государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области торговой деятельности, ключевые направления развития торговой деятельности.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. В силу части 4 той же статьи в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Именно поэтому в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 января 2012 года N ВАС-15283/11 содержится вывод о том, что "вопросы регулирования цен и торговых наценок на продукцию... должны быть урегулированы на законодательном уровне". И это действительно так, поскольку свобода договора, являющаяся разновидностью конституционных свобод, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничена только федеральным законом.

В связи с этим подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок" (опубликован на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации). В нем предлагается отменить право регионов устанавливать размер торговых надбавок на детское питание, а также снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Подготовленный Минпромторгом России проект постановления Правительства Российской Федерации свидетельствует о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 продолжает действовать, поскольку Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 февраля 2010 года, не содержит норм о признании утратившими силу каких-либо нормативных правовых актов, изданных до его принятия. Об этом же свидетельствует и позиция Правительства Российской Федерации, изложенная в письме от 30 декабря 2011 года N П-15-55419.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иного мнения, считая, что с 1 февраля 2010 года государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам может вводиться только федеральным законом. Такой вывод подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (решение от 6 июля 2010 года N ГКПИ10-498, определения от 21 июля 2010 года N 78-Г10-13 и от 4 августа 2010 года N 81-Г10-12). Соответственно, поскольку в настоящее время федеральный закон, устанавливающий снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, отсутствует, постольку названные надбавки не могут устанавливаться никаким иным образом ни на федеральном, ни на региональном, ни - тем более - на муниципальном уровне.

Иной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В отличие от Верховного Суда Российской Федерации, который считает, что Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 не могут считаться действующими (определение от 4 августа 2010 года N 81-Г10-12), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации полагает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 8 июля 2004 года N 255-О, названный Указ Президента Российской Федерации выполняет роль закона, а потому основанное на этом Указе постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 действует и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить государственное регулирование цен на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера (решение от 31 октября 2011 года N ВАС-11752/11).

Поскольку возникло явное противоречие между правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, имеет место та неопределенность, которая является основанием для рассмотрения жалобы в Конституционном Суде Российской Федерации. Но более важно то, что в основе конституционно-правового спора лежит конфликт между такими конституционными принципами, как принцип свободы экономической деятельности и принцип социального государства. От разрешения этого конфликта зависит жизненно важный для населения, проживающего в районах Крайнего Севера, вопрос о целесообразности ограничения свободы договора путем государственного регулирования цен на товары, завозимые в эти районы. Поэтому я считаю, что жалоба Н.А. Столяровой является допустимой и должна быть рассмотрена Конституционным Судом Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда

Российской Федерации

Г.А.ГАДЖИЕВ