Нормативное регулирование оплаты труда в местностях с тяжелыми климатическими условиями

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В МЕСТНОСТЯХ

С ТЯЖЕЛЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде Российской Федерации утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Об оплате труда в особых условиях см. статью 146 Кодекса.

Законодательство о труде (ст. 82 КЗоТ РФ) предусматривает повышенную оплату труда в местностях с тяжелыми климатическими условиями. Кроме того, выплата районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена ст. 7 и 10 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Необходимость формирования разного уровня заработной платы работников в зависимости от региона вызвана неодинаковыми условиями воспроизводства рабочей силы на территории России с ее разнообразными природно-климатическими условиями. Основное назначение районных коэффициентов - компенсация дополнительных расходов и повышенных затрат труда работников, связанных с проживанием и выполнением работ в местностях с тяжелыми климатическими условиями.

В настоящее время районные коэффициенты к заработной плате установлены на территории 44 субъектов (включая 10 автономных округов) и выплачиваются примерно 20,4 млн. работников, что составляет 40% их численности в целом по Российской Федерации. В основном коэффициенты применяются на территории Европейского Севера, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Размеры районных коэффициентов установлены в пределах от 1,15 до 2,00.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.93 N 4520-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты лицам, работающим в указанных районах, устанавливаются законодательным органом по представлению Правительства РФ. Часть вторая данной статьи закрепляет, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде Российской Федерации утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. О районных коэффициентах и надбавках см. Справочную информацию.

В связи с тем, что введение единых районных коэффициентов к заработной плате в субъектах Российской Федерации до настоящего времени в законодательном порядке не реализовано, согласно ст. 4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР - соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (за исключением ряда субъектов Российской Федерации, на территории которых коэффициенты были повышены решениями Правительства РФ).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, продолжают применяться районные коэффициенты, как установленные в централизованном порядке, так и введенные в повышенных размерах в 1991 - 1992 гг. решениями Советов Министров республик, входивших в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов на основании п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76. Данным Постановлением было разрешено руководителям органов исполнительной власти в субъектах устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Повышенные районные коэффициенты, установленные на уровне субъектов, не применяются к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и к большинству социальных выплат. К денежному содержанию федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации; денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; стипендиям студентов высших учебных заведений, аспирантов, учащихся техникумов; минимальным и максимальным размерам трудовых пенсий и социальным пенсиям; к пенсиям для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям; государственным пособиям гражданам, имеющим детей, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно.

Основное постановление, устанавливающее размеры коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей, - Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 N 380/П-18. Кроме того, до настоящего времени применяется ряд постановлений Госкомтруда СССР, которыми установлены районные коэффициенты в отдельных субъектах Российской Федерации (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.67 N 512/П-28 - для южных районов Архангельской области, Дальнего Востока, Республики Бурятия и Читинской области; Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 N 403/20-155 - для Урала и др.).

За период 1992 - 1997 гг. решениями Правительства РФ были повышены районные коэффициенты для следующих территорий: Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Хакасия, Республики Алтай, Новосибирской области, Алтайского края, отдельных районов Архангельской, Пермской и Томской областей. При этом во всех решениях Правительства РФ для производственных и непроизводственных отраслей районные коэффициенты устанавливались в одинаковых размерах.