22 МАЯ

У хозяйствующих субъектов появилась возможность обратиться в Суд ЕврАзЭС.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в Суд для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) или их отдельных положений, а также действий (бездействия) указанных органов Таможенного союза.

Заявление принимается Судом к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию. Если в течение 2 месяцев по обращению не принимаются меры, то хозяйствующий субъект может обратиться в Суд.

Заявление должно содержать сведения, указанные в статье 18 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, с приложением документов, перечисленных в пункте 2 указанной статьи. Одним из них является документ об уплате госпошлины.

Напоминаем, что размер пошлины установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.12.2011 N 588 и составляет 30 тысяч рублей.

(Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 22.05.2012 N 12 "О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов")

ВАС РФ представил судебную практику разрешения споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих в процедурах банкротства.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 150)

Установлены дополнительные требования к заполнению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также к грузовой таможенной декларации.

Формы указанных справок, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 и N 872, изложены в новой редакции, а также скорректированы положения, устанавливающие правила их заполнения.

В частности, согласно внесенным поправкам предусматривается заполнение справки к ТТН не только при каждой последующей реализации продукции, но и при внутреннем ее перемещении между обособленными подразделениями, находящимися по разным адресам.

Кроме того, в справках более подробно должны отражаться некоторые сведения, касающиеся, в частности, производителя и получателя продукции, лицензии на осуществление соответствующей деятельности, маркировки продукции (в т.ч. необходимо указывать серию (разряд) и диапазоны номеров федеральных специальных и акцизных марок).

(Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 422 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации", информация Росалкогольрегулирования "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы")

Минэкономразвития России уполномочено давать разъяснение о применении Положения, регулирующего порядок размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования, и результатах их публичного обсуждения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru.

Министерству экономического развития Российской Федерации поручено разработать и утвердить не позднее 1 августа 2012 года порядок регистрации на официальном сайте федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о разработке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения, определяющий в том числе сроки регистрации, состав и порядок размещения на официальном сайте указанной информации, а также порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом.

Установлено, что с 1 октября 2012 года федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения на официальном сайте, до 1 октября 2012 года - на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 421 "О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования")

Вступает в силу новый порядок лицензирования перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Напоминаем, что ранее лицензия на перевозку воздушным транспортом пассажиров и грузов предоставлялась на 5 лет. Теперь действие лицензии бессрочно.

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов и пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом грузов и пассажиров.

Из лицензионных требований, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов, исключены:

- договор страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка;

- необходимость обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности перед грузовладельцами (грузоотправителями) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка.

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя"))

Вступает в силу новый порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Напоминаем, что ранее лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов предоставлялась на 5 лет. Теперь действие лицензии бессрочно.

Определены:

- лицензионные требования к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида;

- лицензионные требования к лицензиату.

Установлено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности. Перечислены сведения, которые представляются в лицензирующий орган вместе с заявлением.

Установлено, что при намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования новых работ. Перечислены сведения, которые представляются в лицензирующий орган вместе с заявлением.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, признано утратившим силу.

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 454 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов")

Вступают в силу изменения в порядок лицензирования деятельности, связанной с гостайной.

В Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны внесены изменения.

В частности, лицензия на право осуществления разных видов деятельности, связанных с допуском к государственной тайне либо с мероприятиями по ее охране, может теперь выдаваться в электронной форме. Заявление о выдаче лицензии и копии прилагаемых к нему документов также могут быть представлены в электронной форме.

Напомним, что возможность подачи заявлений в лицензирующие органы и выдачи лицензий в электронной форме ранее была установлена Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятым в 2011 году.

Сокращен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на право осуществления указанных видов деятельности. Сведения о выполнении заявителем соответствующих требований (постановке на налоговый учет, уплате пошлины, допуске к гостайне руководителя организации) должны указываться в заявлении и могут проверяться лицензирующим органом посредством межведомственных запросов.

Ранее было установлено, что руководители организаций, претендующих на получение лицензии, окончившие специальные образовательные учреждения (в соответствии с данным постановлением - образовательные учреждения, включенные в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны), освобождаются от предусмотренной процедурой лицензирования государственной аттестации. Это положение дополнено условием - от государственной аттестации они освобождаются только в том случае, если со времени окончания образовательного учреждения прошло не более пяти лет.

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 445 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны")

Вступает в силу Порядок актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования объекта.

Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к Федеральному закону РФ от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.07.2011 N 256-ФЗ, паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Основания актуализации паспорта предусмотрены пунктом 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта является решение комиссии по категорированию объекта, которое оформляется актом (пункт 19 Положения от 05.05.2012 N 459).

Об актуализации паспорта руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней со дня утверждения паспорта уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за обеспечением безопасности объектов, с приложением копии актуализированного паспорта.

Субъект топливно-энергетического комплекса каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом утверждения паспорта, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за обеспечением безопасности объектов, об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта, предусмотренных пунктом 3 Правил.

Паспорт, признанный по результатам актуализации подлежащим замене и утратившим силу, хранится в порядке, установленном субъектом топливно-энергетического комплекса, в течение 25 лет.

Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования установлены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 459.

(Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса", Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования")

Вступают в силу изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

Ежегодные долгосрочные конкурентные отборы мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности начнутся с 2013 года.

Конкурентный отбор мощности должен будет осуществляться до 15 сентября текущего года. Ранее предусматривалось, что ежегодные долгосрочные конкурентные отборы мощности должны начаться с 2012 года и проводиться до 1 декабря текущего года.

Установлено также, что до 15 сентября 2012 года проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с началом периода поставки мощности по его результатам с 1 января 2013 года, а до 15 сентября 2013 года - долгосрочные конкурентные отборы мощности с началом периодов поставки мощности по их результатам с 1 января 2014 года, 1 января 2015 года, 1 января 2016 года и 1 января 2017 года.

Кроме этого, в частности, уточнены порядок формирования системным оператором реестра итогов конкурентного отбора мощности (содержание и сроки опубликования соответствующей информации), порядок торговли мощностью, вырабатываемой генерирующим оборудованием, планируемым к выводу из эксплуатации в связи с ремонтом, порядок расчета коммерческим оператором прогнозной величины суммы превышения обязательств покупателей мощности в ценовой зоне над требованиями поставщиков в ценовой зоне и наоборот - требований поставщиков над обязательствами покупателей.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, уполномочен утвердить порядок определения величин плановых коэффициентов резервирования, используемых при проведении конкурентного отбора мощности.

(Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 437 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности")

Вступают в силу изменения, регламентирующие порядок определения цены на военную продукцию, поставляемую по госзаказу поставщиком, определенным по результатам торгов, а также поставляемую единственным поставщиком.

Начальная (перед проведением торгов) цена на серийно производимую военную продукцию должна определяться государственным заказчиком на основе анализа предложений отобранных им предполагаемых поставщиков (под которыми понимаются также исполнители работ или услуг). Запросы о цене и ответные предложения, направляемые в определенные сроки, должны составляться по формам, устанавливаемым заказчиком по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Регламентирован и размер прибыли в составе предлагаемой цены - прибыль не должна превышать 1 процента затрат предполагаемого поставщика на оплату покупных комплектующих изделий и 20 процентов остальных затрат поставщика. При обосновании поставщиком необходимости направления части прибыли от контракта на цели развития производства, в том числе предусматривающие уменьшение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, максимальный размер прибыли, исчисляемый от размера остальных затрат, может составлять 25 процентов таких затрат.

Порядок определения цены на военную продукцию, поставляемую единственным поставщиком, определенным Президентом РФ или Правительством РФ, предусматривает согласование этой цены государственным заказчиком с поставщиком и ее регистрацию в Федеральной службе по тарифам. Установлен порядок обоснования цены и регламентация размера включаемой в цену прибыли, аналогичная установленной для поставок военной продукции поставщиком, определенным по результатам торгов.

Поставки российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, включенным в реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, осуществляются по ценам, зарегистрированным Федеральной службой по тарифам в установленном Правительством РФ порядке, с включением в цену государственного контракта цены вспомогательных работ или услуг, выполняемых на основании условий государственного контракта (в т.ч. транспортировки, страхования, пусконаладочных и монтажных работ и др.).

(Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 441 "О некоторых вопросах определения начальной цены (цены) государственного контракта по государственному оборонному заказу")

В полномочия Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора и ФМБА России внесены изменения.

Часть изменений вступает в силу с 1 июля 2012 года.

(Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 413 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

В структуру федеральных органов исполнительной власти внесены, в частности, следующие изменения:

- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

- образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и определены функции, которые оно осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа;

- образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое будет осуществлять функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Напоминаем, что структура и функции федеральных органов исполнительной власти и управления, периоды их функционирования, а также преемственность функций и полномочий представлена в Справочной информации.

(Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636, Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 и N 610, от 30.06.2012 N 664 и N 670)