II. Организация стратегического планирования использования воздушного пространства

II. Организация стратегического планирования использования

воздушного пространства

14. Стратегическое планирование использования воздушного пространства (далее - стратегическое планирование) проводится главным центром и зональными центрами Единой системы за двое и более суток до дня использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства, при осуществлении:

международных и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения согласно расписанию регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии (далее - расписание регулярных воздушных перевозок);

полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, для обеспечения которых требуется запрещение или ограничение использования воздушного пространства.

15. На этапе стратегического планирования главный центр Единой системы:

согласовывает вопросы организации использования воздушного пространства, касающиеся расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, для чего осуществляет сбор и обобщение необходимой информации, содержащейся в сообщениях о повторяющихся планах международных полетов и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, а также в соответствующих изменениях к ним;

принимает и обобщает информацию, содержащуюся в сообщениях о представленных планах полетов воздушных судов и других планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также проверяет ее соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

составляет прогноз потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки, для которых проводится стратегическое планирование использования воздушного пространства, а также определяет соотношение потребностей воздушного движения и заявленной пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения;

разрабатывает, координирует и применяет стратегические меры по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения, а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения;

совместно с зональными центрами Единой системы, региональными центрами Единой системы осуществляет разработку и предварительное согласование условий на использование воздушного пространства для перелетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации вне маршрутов обслуживания воздушного движения;

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает и доводит в части касающейся до зональных центров Единой системы, региональных центров Единой системы разрешения на выполнение полетов воздушных судов, на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, а также иную информацию по вопросам организации и обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. На этапе стратегического планирования зональный центр Единой системы или региональный центр Единой системы:

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает участие в согласовании вопросов организации использования воздушного пространства своей зоны Единой системы, касающихся расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов;

принимает и обобщает информацию, содержащуюся в сообщениях о представленных планах полетов воздушных судов и других планах использования воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, а также проверяет ее соответствие установленной структуре воздушного пространства и формализации;

совместно с районными центрами Единой системы своей зоны Единой системы осуществляет разработку и предварительное согласование условий на использование воздушного пространства для перелетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации вне маршрутов обслуживания воздушного движения;

участвует в применении стратегических мер по организации потоков воздушного движения в соответствии с заявленными потребностями воздушного движения и пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), а также запретами и ограничениями, влияющими на потоки воздушного движения;

осуществляет сбор и обобщение информации, содержащейся в графиках (планах) использования зон ограничения полетов, временной период действия которых доводится посредством извещения NOTAM, а также информацию об использовании маршрутов полетов воздушных судов, установленных инструкциями по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов), и направляет в орган аэронавигационной информации соответствующие представления на издание извещения NOTAM;

принимает от главного центра Единой системы и доводит до районных центров Единой системы своей зоны Единой системы в части, их касающейся, разрешения на выполнение полетов воздушных судов, на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, а также иную информацию по вопросам организации и обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

17. Для стратегического планирования международных и внутренних полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения, выполняемых согласно расписанию регулярных воздушных перевозок, эксплуатанты воздушных судов направляют в главный центр Единой системы сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 474)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.1. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 25.12.2018 N 474.

(см. текст в предыдущей редакции)

17.2. Сообщение о повторяющемся плане полета воздушного судна может применяться эксплуатантом иностранного государства при условии, что такая процедура установлена двухсторонним международным соглашением.

(в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 474)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.3. При необходимости повторяющиеся планы полетов воздушных судов объединяются эксплуатантом в соответствующий перечень. Состав информации, включаемой в перечень повторяющихся планов полетов воздушных судов, а также порядок его направления в главный центр Единой системы должны соответствовать табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному в установленном порядке.

17.4. Изменение перечня повторяющихся планов полетов воздушных судов, касающееся нового полета, а также исключение или изменение ранее включенного в перечень полета осуществляется после представления в главный центр Единой системы сообщения об его изменении в виде, соответствующем основному формату перечня повторяющихся планов полетов воздушных судов.

17.5. По каждому полету, включенному в расписание регулярных воздушных перевозок, помимо сообщения о повторяющемся плане полета, эксплуатант направляет в главный центр Единой системы представленный план полета в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным в установленном порядке.

(п. 17.5 в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 474)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Дополнительно для стратегического планирования международных полетов воздушных судов иностранных государств по маршрутам обслуживания воздушного движения, выполняемых согласно расписанию регулярных воздушных перевозок, главным центром Единой системы используется информация относительно указанных полетов, получаемая от Федерального агентства воздушного транспорта на этапе согласования и выдачи разрешения на их выполнение.

19. Стратегическое планирование в отношении международных полетов осуществляется в главном центре Единой системы на основании информации, полученной в соответствии с пунктами 120, 121 и 122 Федеральных правил.

(п. 19 в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 474)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Стратегическое планирование полетов воздушных судов вне маршрутов обслуживания воздушного движения, за исключением международных полетов, и другой деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, осуществляется с целью:

принятия заблаговременных мер по обеспечению безопасности использования воздушного пространства других пользователей;

предварительного согласования вопросов организации воздушного движения.

21. При организации перелетов и внеаэродромных полетов боевых, учебно-боевых воздушных судов государственной авиации и экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, предварительному согласованию с главным центром или зональным, региональным центрами Единой системы подлежат маршрут перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Для согласования перелета (внеаэродромного полета) оперативные органы Единой системы должны иметь данные о маршруте перелета с указанием на каждом его этапе расстояния, времени полета, диапазона высот (эшелонов), аэродромов посадки и запасных аэродромов.

21.2. При выполнении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве трех и более смежных зон Единой системы данные, указанные в пункте 21.1 настоящих Правил, и запрос на их согласование представляются в главный центр Единой системы.

21.3. При выполнении перелета (внеаэродромного полета) в воздушном пространстве одной или двух смежных зон Единой системы данные о маршруте перелета с указанием на каждом его этапе расстояния, времени полета, диапазона высот (эшелонов), аэродромов посадки и запасных аэродромов, а также запрос на их согласование направляются в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы по местонахождению аэродрома вылета.

(п. 21.3 в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.4. Сроки направления в главный или зональный, региональный центры Единой системы данных о перелете (внеаэродромном полете) определяются по усмотрению стороны, организующей перелет (внеаэродромный полет), в пределах периода стратегического планирования использования воздушного пространства.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.5. Исключение относительно пункта 21.4 настоящих Правил составляют случаи, когда маршрут перелета (внеаэродромного полета) или его отдельные участки проходят в воздушном пространстве класса G, а планируемые скорости полета воздушного судна превышают значение 450 км/ч.

При этом срок направления в главный или зональный, региональный центры Единой системы данных о перелете (внеаэродромном полете) должен быть не менее пяти суток до его начала для своевременного издания извещения NOTAM, предупреждающего о запретах и ограничениях в неконтролируемом воздушном пространстве, связанных с перелетом (внеаэродромным полетом).

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.6. Главный центр Единой системы совместно с зональными, региональными центрами Единой системы в отношении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве трех и более смежных зон Единой системы анализирует и определяет возможность использования заявленного маршрута, а также порядок обслуживания воздушного движения, включая основные и запасные частоты радиосвязи и рубежи передачи управления.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении перелетов (внеаэродромных полетов) в воздушном пространстве одной или двух смежных зон Единой системы зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы совместно с районными центрами Единой системы своей зоны Единой системы анализирует и определяет возможность использования заявленного маршрута, а также порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами), включая основные и запасные частоты радиосвязи и рубежи передачи управления.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.7. Главный центр Единой системы согласованные данные о маршруте перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) направляет организатору перелета (внеаэродромного полета) не позднее двух суток после получения запроса.

21.8. Зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы согласованные данные о маршруте перелета (внеаэродромного полета) и порядок обслуживания воздушного движения направляет организатору перелета (внеаэродромного полета) не позднее суток после получения запроса.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. На этапе стратегического планирования согласовываются вопросы использования зон ограничения полетов, временной период действия которых определяется извещением NOTAM или публикуется в документах аэронавигационной информации.

22.1. В случае необходимости использования временной зоны ограничения полетов для проведения на полигонах стрельб, пусков ракет, бомбометаний, десантирования; проведения противоградовых стрельб; проведения работ с боеприпасами на объектах их хранения; осуществления научных исследований в атмосфере; проведения взрывных работ; выполнения полетов в специальных зонах вне районов аэродромов (вертодромов); выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов пользователи воздушного пространства не позднее чем за пять суток до ввода ее в действие представляют в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы график (план) ее использования.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

В графике (плане) указываются: номер зоны ограничения полетов, дата и время использования воздушного пространства в ней.

График (план) использования может быть направлен с указанием одной или несколько дат активизации зоны ограничения полетов, но не более чем на месяц вперед.

22.2. В графике (плане) использования зон ограничения полетов в интересах выполнения полетов воздушных судов вне районов аэродромов дополнительно указываются данные об использовании маршрутов полетов воздушных судов.

22.3. Зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы с получением графика (плана) использования зоны ограничения полетов направляют в орган аэронавигационной информации представление на издание извещения NOTAM и опубликовывают в сети Интернет информацию об ее активизации, а также информацию об ограничениях на маршрутах обслуживания воздушного движения, связанных с полетами воздушных судов вне района аэродрома, информируют главный центр Единой системы и районные центры Единой системы своей зоны Единой системы.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.4. Корректировка периода активизации зоны ограничения полетов допускается при предтактическом планировании использования воздушного пространства в соответствии с планом использования воздушного пространства в пределах заявленной ранее даты.

23. На этапе стратегического планирования осуществляется согласование запуска шаров-зондов (ракет-зондов, радиозондов, шаров-пилотов и подобных материальных объектов).

23.1. Согласование запусков шаров-зондов, осуществляемых в единые международные сроки с целью получения метеорологических данных о состоянии атмосферы, производится на основании расписаний (выписок из годовых планов).

Расписания (выписки из годовых планов) представляются территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в зональные, региональные центры Единой системы, а также в штабы командований Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны ежегодно, до 15 декабря.

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

Об изменении расписания запусков шаров-зондов сообщается не позднее чем за 15 суток.

23.2. Согласование разовых запусков шаров-зондов производится на основании планов использования воздушного пространства, которые представляются в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до времени запуска. При этом зональные центры Единой системы, региональные центры Единой системы:

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

доводят расписания (выписки из годовых планов) запуска шаров-зондов, изменения к ним, а также планы использования на разовые запуски до районных центров Единой системы своей зоны Единой системы;

определяют запреты и ограничения на маршрутах обслуживания воздушного движения, в районах аэродромов для их учета при организации потоков воздушного движения.

24. На основании сообщений о планах полетов воздушных судов и планах использования воздушного пространства для осуществления деятельности, не связанной с полетами воздушных судов, информации об устанавливаемых запретах и ограничениях в воздушном пространстве, а также статистических данных о ранее имевшей место фактической интенсивности воздушного движения главный центр Единой системы формирует прогноз потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки.

При составлении вышеуказанного прогноза потребностей воздушного пространства необходимо учитывать технические возможности аэропортов.

25. Исходя из прогноза потребностей воздушного пространства для обеспечения воздушного движения на каждые предстоящие сутки, главный центр Единой системы определяет соотношение потребностей воздушного движения и заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).

26. В случае превышения потребностей воздушного движения над заявленной пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) главный центр Единой системы с участием зональных центров Единой системы, региональных центров Единой системы разрабатывает, координирует и применяет стратегические меры по организации потоков воздушного движения, к которым относятся:

(в ред. Приказа Минтранса России от 26.06.2017 N 240)

(см. текст в предыдущей редакции)

информирование органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для разработки мер по увеличению их пропускной способности;

подготовка предложений по организации воздушного пространства;

корректировка пространственных и временных характеристик заявленного пользователем маршрута полета в воздушном пространстве Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами его использования, а также с учетом заявленной пропускной способности органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).