МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.М. КАЗАНЦЕВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЗВЕНИГОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132, часть 1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

Ратифицированная Российской Федерацией Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года также исходит из признания подписавшими ее государствами - членами Совета Европы того, что местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя и что в государствах, построенных на принципах демократии и децентрализации власти, органы местного самоуправления пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций (преамбула).

Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 2) и 130 (часть 2), - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление - непосредственно и через органы местного самоуправления - муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).

Из выраженных в Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов неприкосновенности и свободы собственности, свободы договора и равенства всех собственников как участников гражданского оборота проистекает свобода владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П).

Служебные жилые помещения, согласно статьям 93 и 99 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления и не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. В качестве служебных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов; категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде (часть 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду. Они могут передаваться гражданам только по договорам найма на условиях, предусмотренных главами 9 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Специальный правовой режим служебных жилых помещений, выражающийся в особенностях владения, распоряжения и пользования ими, их особое функциональное назначение, предполагающее заселение определенным кругом работников, а также их соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебных жилых помещений, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова и Определении от 21 декабря 2004 года N 441-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.А. Ивановой на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П).

Федеральный законодатель, ограничивая право граждан на приватизацию служебных жилых помещений и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Согласно части первой статьи 217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы осуществления приватизации муниципального жилищного фонда, в том числе входящего в него служебного жилья, на территории Российской Федерации определены в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Статья 2 этого Закона указывает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, могут приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации, относящих жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отношения по поводу приватизации муниципального жилищного фонда, не урегулированные федеральным законодательством, могут регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П). Вместе с тем отсутствие в федеральном законодательстве условий и оснований, а также порядка приватизации служебных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, само по себе не обязывает субъекты Российской Федерации восполнить этот правовой пробел. Кроме того, законодатели субъектов Российской Федерации должны учитывать, что приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан, т.е. связана с реализацией права собственника распоряжаться своим имуществом (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации). Понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению служебных жилых помещений в собственность граждан является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.

Отсутствие в статьях 2 и 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" упоминания о муниципальных нормативных правовых актах может истолковываться и нередко истолковывается в правоприменительной практике как запрет для органов местного самоуправления регулировать отношения, связанные с установлением условий приватизации всех жилых помещений муниципального жилищного фонда, включая служебные. Такому выводу корреспондирует и ряд положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, по смыслу части 1 его статьи 2 "Основные термины и понятия" и пункта 1 части 1 статьи 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения", принятие муниципальных правовых актов может осуществляться только в целях решения вопросов местного значения. Данный Федеральный закон не содержит положений, которые непосредственно относили бы к вопросам местного значения - как муниципального района, так и других типов муниципальных образований - приватизацию жилищного фонда. К вопросам местного значения муниципального района в жилищной сфере статья 15 данного Федерального закона относит только решение вопроса о предоставлении сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности (пункт 8.2, введен Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

Но такому подходу не соответствуют положения других статей Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 этого Федерального закона органы местного самоуправления имеют право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Статьей 51 данного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1); порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 3). Данные положения носят общий характер и не содержат каких-либо исключений из правил о самостоятельности нормотворчества органов местного самоуправления. Следовательно, в системе действующего законодательства порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в отношении любого имущества, подлежащего приватизации как в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", так и в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, положения статей 15 и 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" распространяются на отношения, возникающие при отчуждении муниципального жилищного фонда.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, согласно статье 14 этого Кодекса, помимо прочего, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, само по себе отсутствие в оспариваемом положении части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" прямого указания на право собственника муниципального жилищного фонда или уполномоченного им органа принимать решения об основаниях, условиях и порядке приватизации служебных жилых помещений в системе действующего законодательства не может рассматриваться как запрет таким собственникам принимать нормативные правовые акты, устанавливающие основания и условия, а также порядок приватизации служебных жилых помещений в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов.

Иное истолкование оспариваемых положений препятствовало бы реализации гарантированного статьями 19 (часть 1), 35 (часть 2), 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации права местного самоуправления распоряжаться собственным имуществом, включая служебные жилые помещения, в том числе посредством передачи их в порядке приватизации гражданам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, а также нарушало бы конституционно установленный запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П по делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации города Благовещенска указал, что органы местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности.

Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, возможности, сроков и условий их приватизации обеспечивает не только соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и выполнение публичной властью своих социальных функций, в том числе по созданию условий для осуществления права на жилище.

Следовательно, часть вторая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в системе действующего законодательства не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускает возможность для муниципальных образований как собственников служебных жилых помещений муниципальных жилищных фондов принятия решений о приватизации таковых в форме нормативного правового акта, устанавливающего общие правила (порядок, основания и условия) такой приватизации для населения данного административно-территориального (муниципального) образования.

Судья Конституционного Суда

Российской Федерации

С.М.КАЗАНЦЕВ