Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию и пользуются успехом во многих странах, их номера и аттракционы постоянно завоевывают призовые места на международных конкурсах и фестивалях.
В современных условиях требуется переход к качественно новому развитию циркового дела в Российской Федерации, в том числе путем:
модернизации и развития российского цирка, внедрения и распространения новых цирковых продуктов, совершенствования механизмов поддержки;
расширения спектра и улучшения качества услуг цирков;
модернизации системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, задействованных в цирковом деле.
Современное состояние циркового дела в России обусловлено как изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями, так и внутренними проблемами самой цирковой системы. Последние два десятилетия наблюдается замедление организационно-экономического и художественно-творческого развития отечественного цирка. Недостаточно развиваются новые направления циркового искусства. Снижается художественно-эстетический уровень цирковых представлений. Падает престиж профессии циркового артиста. Кадровый состав нуждается в обновлении, требуется совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки артистов цирка, а также специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела. Имущественный комплекс нуждается в модернизации, реконструкции и капитальном ремонте. В управлении цирковым делом не в полной мере используются современные маркетинговые методы и инструменты продвижения услуг, оказываемых цирковыми организациями на мировом и внутреннем рынке. Общественные организации и объединения не оказывают ощутимого влияния на развитие циркового дела в стране.
Государственная поддержка циркового дела должна базироваться на следующих принципах:
обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ;
сочетание государственной поддержки создания циркового продукта и рыночных принципов организации его распространения;
предоставление социальных гарантий цирковым артистам, улучшение условий их труда и отдыха;
выработка эффективных механизмов поддержки цирковой деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности цирковых организаций;
формирование эффективной системы взаимодействия между органами власти всех уровней, а также институтами гражданского общества в целях развития циркового дела;
использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе распространение практики заключения концессионных соглашений для привлечения дополнительных источников финансирования циркового дела;
создание условий для развития любительского циркового движения, самоорганизации циркового сообщества, активизации общественных институтов.
Следует отметить, что несмотря на то, что поддержка деятельности цирков со стороны государства осуществляется на постоянной основе, ее явно недостаточно.
Разработка настоящей Концепции осуществлялась в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Концепции учтены предложения специалистов в области циркового искусства, представителей цирковых творческих союзов, федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной власти Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также результаты общественного обсуждения развития циркового дела на различных публичных мероприятиях.
Сроки реализации настоящей Концепции - 2012 - 2020 годы.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции приводится в приложении.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности;
"цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ произведений циркового искусства;
"цирковое искусство" - вид исполнительских искусств (наряду с театральным и музыкальным), отличающийся дивертисментным характером, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, а также необычного и смешного;
"жанры циркового искусства" - исторически сложившиеся группы цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак (акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, клоунада, пантомима, эквилибристика);
обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности;
специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;
отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковом представлении одним или несколькими артистами;
творчески-организованная совокупность элементов, в основе которой лежит завершенный художественно-цирковой образ;
"аттракцион" - центральный номер циркового представления, отличающийся элементами новизны, трюковой насыщенностью, высоким исполнительским мастерством и зрелищными эффектами;
"представление в цирке" - цирковая программа или спектакль;
"цирковая программа" - совокупность номеров, интермедий, пролога, эпилога и т.п., составляющих цирковое представление;
"цирковой спектакль" - сюжетно-тематическое цирковое представление;
"постановка" - создание цирковых спектаклей, программ, номеров;
"цирковой конвейер" - объединение цирковых номеров и аттракционов в цирковые программы, которые поочередно демонстрируются в цирках страны;
"репертуар" - совокупность цирковых произведений, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"репетиционный период" - период творческой работы артистов под руководством режиссера, педагога или тренера по подготовке новых, доработке или восстановлению ранее созданных цирковых произведений;
"цирковые фестивали (смотры, конкурсы)" - вид творческого соревнования, публичный показ достижений циркового искусства;
"цирковой продюсер (импресарио и т.п.)" - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и (или) показ циркового представления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей