В начале 90-х годов с упрощением процедуры выезда из страны тысячи лучших цирковых артистов уехали за границу, составив основной костяк всех европейских и американских цирков, в том числе таких, как "Дю Солей", "Барнум Беллей" и "Ронкалли".
Притом что цирк - это искусство молодых и цирковые артисты имеют право на досрочную пенсию, средний возраст артистов, в настоящее время работающих в цирковой системе, превышает 40 лет. В этой связи требуется принятие комплекса мер по омоложению и обновлению творческого состава.
В современных условиях необходимо создать систему, максимально отражающую интересы цирковых творческих деятелей, позволяющую обеспечить юридическую поддержку, социальную защиту артистов цирков и др. В этих целях необходимо создать цирковое артистическое агентство, которое будет выполнять в полном объеме функции работодателя артистов циркового конвейера. Подобные агентства могут быть также созданы физическими и юридическими лицами.
Планомерная работа по подготовке кадров является необходимым условием для создания высокохудожественных произведений циркового искусства и невозможна без активной поддержки государства.
На современном этапе наряду с блоками создания и распространения циркового продукта необходимо формирование образовательного пространства.
Образование в сфере циркового искусства, как и образование в других видах искусства, базируется не только на научных знаниях, но и на непосредственной передаче опыта, умений и навыков от учителя к обучающемуся. Развитие института ученичества, наставничества, преемственность и династийность свойственны творческим работникам цирка. В настоящее время представители некоторых цирковых профессий, например дрессировщики, готовятся исключительно этим путем.
Ключевая роль в подготовке профессиональных творческих кадров для цирков должна принадлежать образовательным учреждениям. В советский период наряду с цирковыми училищами существовали студии при ведущих цирках и целая сеть полупрофессиональных студий в разных городах страны, которые готовили артистические кадры. В 90-е годы система подготовки артистических кадров фактически была разрушена, сохранились лишь единичные студии. Сегодня практически единственным образовательным учреждением, призванным готовить профессиональных артистов для цирков страны, является Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Этого явно недостаточно для такой огромной цирковой державы, как Россия. Утрачены связи между училищем и непосредственным заказчиком - цирковой системой. Большинство обучающихся за свой счет, наспех готовят малореквизитные сольные и парные номера. Не создаются групповые номера и номера со сложным реквизитом, номера с животными. Государственное училище циркового и эстрадного искусства перестало играть роль творческой лаборатории по подготовке новых оригинальных произведений, его выпускники не идут работать в цирки, а выступают в ночных клубах, общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из путей решения кадровой проблемы циркового дела в России является совершенствование деятельности циркового училища, укрепление его квалифицированными кадрами. Учитывая специфику данного образовательного учреждения, в финансовое обеспечение подготовки специалистов в рамках реализации образовательного процесса следует включать затраты на подготовку и выпуск номеров с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Прохождение учебной практики на манеже конкретных цирков будет содействовать укреплению связей обучающихся и педагогов Государственного училища циркового и эстрадного искусства с цирковым комплексом.
Начинающим артистам, завершившим обучение, должна быть предоставлена возможность создания номера, в том числе группового, и последующая работа с этим номером в цирковой системе. В этом случае обучающиеся будут заранее знать свою творческую перспективу, что позволит стимулировать образовательный процесс и избежать оттока талантливой молодежи за рубеж. С этой целью, используя опыт зарубежных стран, с родителями перспективных детей необходимо заключать контракты.
Сотрудникам Государственного училища циркового и эстрадного искусства для выявления и привлечения талантливой молодежи следует усилить работу с любительскими цирками и цирковыми студиями, в которых дети с раннего возраста усваивают основные навыки цирковых жанров. Такие объединения могут работать при культурно-досуговых учреждениях, в системе дополнительного образования, а также при постановочных цирках. Сотрудничество может быть реализовано на основе соответствующих договоров с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства.
Педагоги студий обязаны иметь образование в сфере циркового искусства и регулярно повышать свою квалификацию. Проведение занятий по образовательным программам, разработанным Государственным училищем циркового и эстрадного искусства, позволит выпускникам продолжить свое профессиональное образование в области циркового искусства.
Не менее важный путь - привлечение выпускников спортивных школ и спортсменов, возраст которых не позволяет им активно участвовать в различных соревнованиях, для работы в цирковой системе.
Подготовка режиссеров цирка, исследователей циркового искусства, цирковых продюсеров ведется в Российском университете театрального искусства, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Московском государственном университете культуры и искусств. Однако творческие вузы в большей степени ориентированы на обучение специалистов для других областей культуры и искусства, нежели для цирка. Необходимо расширить масштабы подготовки специалистов циркового профиля, в том числе за счет сотрудничества Государственного училища циркового и эстрадного искусства с высшими учебными заведениями в области физической культуры, спорта и здравоохранения, что позволит организовать подготовку тренеров в области цирковых жанров. Важно, чтобы их обучение не проходило в отрыве от практики циркового дела.
В условиях динамично меняющегося мира, усиливающейся конкуренции со стороны зарубежных цирковых коллективов и смежных видов искусств особое значение приобретает развитие системы непрерывного профессионального образования как творческих цирковых кадров, так и управленческих, в том числе цирковых продюсеров. Требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов - управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела, а также совершенствование соответствующих программ.
Наряду с использованием потенциала уже зарекомендовавших себя творческих образовательных учреждений большее распространение должны получить проходящие на договорной основе индивидуальные стажировки у высокопрофессиональных мастеров и менеджеров, в том числе за рубежом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей