Долгое время цирки были единственным видом организаций культуры, которые, не имея бюджетного финансирования, перечисляли государству миллионы долларов от зарубежных гастролей. Получать субсидии цирки начали только с 1991 года, что было вызвано существенным ростом расходов цирковой системы.
К общероссийским факторам, повлекшим значительное увеличение затрат цирков, относится рост тарифов на транспортные и коммунальные услуги, цен на корма животным и ветеринарные препараты, отмена льгот по земельному налогу и налогу на имущество.
Абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 13.12.2017 N 2792-р.
(см. текст в предыдущей редакции)
Рост затрат происходит на фоне снижения платежеспособного спроса большей части потенциальных потребителей циркового продукта (семьи с детьми). Необходимость обеспечения доступности циркового искусства для населения не позволяет увеличить цены на билеты. Поэтому одним из способов покрытия резко возросших расходов цирков является частичное финансирование в форме субсидий.
Финансовое обеспечение цирковой деятельности предусматривается осуществлять как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1250 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета государственным цирковым организациям.
Финансовая поддержка развития цирковой деятельности государством осуществляется исходя из признания ее социальной значимости и необходимости обеспечения реальной доступности цирка для населения. Финансовое обеспечение цирковой деятельности за счет средств федерального бюджета должно носить адресный и целевой характер. Средства должны направляться соответствующим структурам на создание новых цирковых произведений, приобретение животных, формирование современного имущественного комплекса, развитие профессионального образования и науки о цирке.
Средства должны выделяться в строгом соответствии с утвержденными творческими планами и направляться в организации, непосредственно осуществляющие новые постановки.
На формирование современного имущественного комплекса цирковой системы будут выделяться средства, предусмотренные соответствующим разделом разрабатываемой государственной программы "Культура России". Кроме того, необходимо предусмотреть правовые основы возможного участия субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении модернизации имущественного комплекса федеральных государственных цирков, расположенных в регионах. Привлечение частного капитала в рамках развития государственно-частного партнерства позволит снизить инвестиционную нагрузку на бюджеты разных уровней. Формы организации такого партнерства могут варьироваться в зависимости от местных условий и технического состояния зданий конкретных стационарных цирков, инвестиционной привлекательности участков, на которых они расположены. Для решения задачи модернизации материально-технической базы российских цирков должны быть максимально задействованы собственные доходы цирковых организаций, привлеченные инвестиции и средства фондов целевого капитала.
Для финансовой поддержки проката циркового продукта целесообразно использовать систему адресных субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для создания гражданам, проживающим в разных регионах страны равных возможностей доступа к цирковому искусству.
Требуется продолжение подтвердившей свою эффективность практики выделения предусмотренных федеральными программами средств на проведение российских и международных цирковых фестивалей и конкурсов. Необходимо на тех же условиях осуществлять повышение квалификации кадров, проведение прикладных научных исследований и научно-практических конференций по актуальным проблемам современного цирка.
Субъекты Российской Федерации, являющиеся учредителями государственных цирков, могут оказывать им финансовую поддержку на аналогичных принципах.
Финансовая поддержка государственных цирков, находящихся в федеральном ведении, со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может заключаться не только в выделении средств на модернизацию циркового имущества, но и в финансировании адресных мероприятий для различных категорий и возрастных групп населения, субсидировании стоимости билетов, предоставлении циркам налоговых льгот по уплате земельного налога и налога на имущество.
Финансовая поддержка частных цирковых организаций и любительских цирковых коллективов может осуществляться за счет финансирования из бюджетов разных уровней.
Реализация основных направлений развития циркового дела позволит значительно увеличить доходы от основной и сопутствующей цирковой деятельности.
Доходы от основной цирковой деятельности должны увеличиться за счет:
роста посещаемости в связи с повышением качества и зрелищности программ, применением современных технологий, более гибких принципов ценообразования и форм продажи билетов, проведением эффективной рекламной политики и пиар-кампании;
увеличения числа представлений в неделю и времени показа программ в стационарных цирках, развития сети цирков-шапито как менее капиталоемких и более мобильных структур, позволяющих повысить доступность циркового искусства для населения;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.12.2017 N 2792-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
увеличения выручки от гастрольной деятельности российских цирков за рубежом и проката зарубежных программ в России.
Существенный доход может принести создание на прилегающих к циркам территориях многофункциональных культурных центров для семейного отдыха с широким спектром мероприятий и услуг, не противоречащих назначению и эстетике цирка.
Разработка и внедрение специальных программ работы со спонсорами и благотворителями также позволит привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые. С целью модернизации и повышения эффективности цирковых организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации работников цирков, необходимо стимулировать формирование фондов целевого капитала.
Целесообразно создать негосударственный фонд страхования финансовых рисков при показе цирковых программ в России и за рубежом в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Системная реализация комплекса мер развития циркового дела, в том числе и модернизации имущественного комплекса, предусматриваемых настоящей Концепцией, позволит значительно повысить финансовый потенциал российского цирка и направить полученные доходы на создание новых цирковых произведений и поддержание материально-технической базы российского цирка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей