Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России рассмотрел в пределах своей компетенции письмо по вопросу отнесения буксирных судов (буксиров) к грузовым судам, а также приложенное к нему письмо ФНС России в отношении применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, - к буксирным судам (буксирам), и сообщает следующее.
Необходимо отметить, что в статье 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, а понятие "грузовое судно" в НК РФ не содержится, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ, при применении льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, следует исходить из терминов и понятий, данных в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В частности, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, к водным транспортным средствам согласно подразделу "Средства транспортные" относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.).
Согласно пункту 8 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, понятие "грузовое судно" означает любое судно, не являющееся пассажирским, соответственно "пассажирское судно" означает судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров.
Аналогичные понятия грузового и пассажирского судов содержатся в Главе I Правила 2 приложения к Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года, участницей которой является Российская Федерация.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 17.2 "Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года N БГ-3-21/177 (действующим в настоящее время без изменений), необходимыми и достаточными документами, подтверждающими, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: положения учредительных документов, предусматривающих перевозку в качестве цели создания организации, а также наличие действующих лицензий на осуществление таких перевозок.
С учетом вышеизложенного полагаем, что конструкция подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно привязки к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.
Данный вывод поддержан Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 24 июля 2006 года по делу N А05-9115/2005-33, а также вытекает из постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2009 г. N КА-А40/5271-09.
При этом обращаем внимание, что Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.
Согласно данному положению Министерство не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
В связи с этим данное письмо не является официальным разъяснением положений законодательства Российской Федерации.
государственной политики в области
морского и речного транспорта
К.Г.ПАЛЬНИКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей