III. Требования к минимуму содержания программы "Искусство цирка"

III. Требования к минимуму содержания программы

"Искусство цирка"

3.1. Минимум содержания программы "Искусство цирка" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

3.2. Результатом освоения программы "Искусство цирка" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области циркового исполнительства:

- знания о роли физической культуры в жизни человека и общества, основах здорового образа жизни;

- знания основ цирковых жанров: акробатики, гимнастики, жонглирования;

- знания основ техники безопасных методов работы (пассировки) в манеже (спортивном зале) и умения их соблюдать;

- знания профессиональной терминологии;

- умения создавать художественный образ при исполнении циркового номера или участия в групповом цирковом номере;

- умения использовать элементы классического, народного и современного танца в выбранном цирковом жанре при подготовке циркового номера;

- умения воплощать образную музыкальную характеристику через движение в хореографии и пантомиме;

- умения использовать средства пластической выразительности для исполнения циркового номера или участия в групповом номере;

- навыков владения основами актерского мастерства;

- навыков владения средствами пластической выразительности;

- навыков работы в цирковых коллективах, цирковых программах;

- навыков общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления;

в области теории и истории искусств:

- знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового, музыкального, театрального и изобразительного искусств;

- знания о роли и значении циркового искусства в системе культуры;

- знания об истории возникновения жанров циркового искусства;

- знания о цирковых жанрах и их использовании в других видах искусств;

- знания о роли хореографии и пантомимы в цирковом искусстве;

- знания цирковой терминологии.

3.3. Результатом освоения программы "Искусство цирка" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области циркового исполнительства, в том числе:

акробатики:

- навыков выполнения темповых упражнений;

- навыков выполнения парных и групповых упражнений;

гимнастики:

- навыков выполнения технических и художественных элементов упражнений на снарядах и аппаратах;

- навыков выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах;

- навыков выполнения упражнений на трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке;

жонглирования:

- навыков сольной и групповой работы, перекидки (от 3-х до 6-х предметов);

- навыков работы со шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах;

подготовки цирковых номеров:

- умения работать в цирковом коллективе;

- умения видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

- умения понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над цирковым номером на репетиции;

- навыков участия в репетиционной работе;

театральных игр, основ мастерства актера:

- знания в области актерского мастерства с учетом специфики циркового искусства;

- умения создавать художественный образ при сольном исполнении или участии в групповом цирковом номере;

- навыков владения средствами пластической выразительности;

ритмики и танца, хореографии:

- умения запоминать и воспроизводить танцевальный текст;

- умения эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;

- навыков исполнения экзерсиса классического танца (с учетом специфики циркового искусства);

- навыков исполнения элементов народных и историко-бытовых танцев;

в области теории и истории искусств:

- знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового искусства;

- знания о тенденциях развития российского и мирового цирка.

3.4. Результаты освоения программы "Искусство цирка" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Акробатика:

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать основные элементы акробатики (прыжки, кульбиты, каскады, произвольные прыжки, темповые упражнения) для подготовки и создания сольного или группового номера;

знание жанрового разнообразия в акробатике: партерной, плечевой, вольтижной, прыжковой, силовой и др.;

знание профессиональной терминологии;

навыки техники безопасной работы (пассировки);

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре акробатики.

3.4.2. Гимнастика:

знание основ техники безопасности (пассировки);

знание основного гимнастического реквизита (кольца, турника, трапеции, каната, рамки, полотна и др.);

сформированный комплекс навыков и умений в области сольного или коллективного участия в цирковом номере (представлении) - элементы упражнений на снарядах и аппаратах;

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре гимнастики.

3.4.3. Жонглирование:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков в использовании технических приемов жонглирования различными предметами (булавами, кольцами, шарами, мячами, шляпами, тростью, ракетками, веревками с тяжестью на концах) для создания сольного или группового номера в жанре жонглирования;

знание основ техники безопасности в использовании жонглерского реквизита;

знание профессиональной терминологии;

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре жонглирования.

3.4.4. Театральные игры:

- знание видов и типов игр;

- знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;

- умение объяснять правила проведения игры;

- умение координировать свои действия с участниками игры;

- навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании;

- навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа;

- навыки координации движений.

3.4.5. Основы мастерства актера:

- овладение основами актерского искусства с учетом специфики циркового искусства;

- навыки исполнения трюка в цирковом номере, как средства воздействия на зрителя;

- овладение элементами органического действия, развитие обостренного внимания, сосредоточенности, организованности, активности, наблюдательности и зрительной памяти, фантазии;

- навыки взаимодействия с партнерами при участии в групповом номере;

- навыки общения со зрительской аудиторией.

3.4.6. Ритмика и танец:

- умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;

- умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;

- навыки выполнения парных и групповых упражнений;

- знание основной терминологии в области хореографического искусства;

- знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев;

- знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев;

- навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.

3.4.7. Хореография:

- овладение основами классического, народного, историко-бытового и современного танца с учетом специфики циркового искусства.

3.4.8. Подготовка цирковых номеров:

умение осуществлять подготовку концертных номеров под руководством преподавателя;

навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении циркового номера.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.4.7. Беседы об искусстве:

- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- знание произведений в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства;

- навыки эмоционально-образного восприятия произведений циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства.

3.4.8. История циркового искусства:

первичные знания о роли и значении различных видов искусств (циркового, изобразительного, театрального, музыкального) в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного циркового искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, музыкального), основные направления развития цирковых жанров;

знания особенностей национальных традиций цирковых жанров;

знания основных цирковых терминов;

сформированный комплекс знаний о цирковом искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к цирковому искусству.