Организация исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Организация исполнения государственной функции
по осуществлению контроля и надзора за системами единого
государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
20. Надзор за едиными системами государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, МТУ ЯРБ Ростехнадзора с привлечением при необходимости экспертов, специалистов профильных организаций.
21. Надзор за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, условий действия лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (далее - требования по учету и контролю), а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их наличия на территории Российской Федерации.
22. Надзор за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
23. Для достижения цели надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Ростехнадзор в пределах своих полномочий:
1) запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования систем единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее составных частей;
2) организует и проводит проверки (инспекции) состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, анализирует и обобщает результаты проверок (инспекций);
3) принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании систем единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и причин этих нарушений;
4) предоставляет информацию о результатах надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов органам государственной власти Российской Федерации.
24. Осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и иных организаций, осуществляющих учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
25. Надзор за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется путем проверки выполнения требований к их учету и контролю организациями, осуществляющими обращение с ними, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, деятельность которых регламентируется нормативными актами, обеспечивающими функционирование системы.
26. Надзор за информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется центральным аппаратом Ростехнадзора, а также МТУ ЯРБ Ростехнадзора, в установленных границах надзорной деятельности которых расположены эти организации.
27. Ростехнадзор создает и ведет автоматизированные информационные системы, необходимые для осуществления надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
28. Доступ должностных лиц Ростехнадзора к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральных автоматизированных информационных системах государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование систем единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, ведомственном и региональном уровнях, осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Доступ должностных лиц Ростехнадзора к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
29. Информация, получаемая Ростехнадзором в ходе осуществления надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 31, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, прав на интеллектуальную собственность, а также в целях совершенствования государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и совершенствования систем единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
30. Состояние учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях проверяется в процессе проверок (инспекций).
31. Проверка состояния учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов проводится во всей проверяемой организации (во всех ее подразделениях, где осуществляются учет и контроль ядерных материалов и/или радиоактивных веществ, радиоактивных отходов) и осуществляется с частотой:
1) в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, а также радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и специальных пунктах хранения радиоактивных отходов - не реже одного раза в год;
2) в организациях, осуществляющих обращение только с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, - не реже одного раза в два года.
32. Для достижения целей надзора за учетом и контролем ядерных материалов, указанных в пункте 22 Административного регламента, в ходе проверок (инспекций) учета и контроля ядерных материалов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в течение календарного года должны быть проверены все зоны баланса материалов в данной организации.
33. Для достижения целей надзора за учетом и контролем радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, указанных в пункте 22 Административного регламента, в ходе проверок (инспекций) учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации в течение двух календарных лет должны быть проверены все подразделения, осуществляющие обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Состав комиссии по проведению проверки (инспекции) с указанием фамилии, имени, отчества и полного наименования должности проверяющих должностных лиц Ростехнадзора определяется приказом или распоряжением Ростехнадзора или его территориального органа о проведении проверки (инспекции).
34. Проверка (инспекция) должна включать в себя следующие этапы:
1) подготовка к проведению проверки (инспекции) и организация проверки (инспекции), включая, в том числе, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора (или МТУ ЯРБ Ростехнадзора) программы проведения проверки (инспекции), издание приказа или распоряжения о проведении проверки (инспекции) и направление проверяемой организации копии приказа или распоряжения о проведении проверки (инспекции);
2) проведение проверки (инспекции);
3) оформление результатов проверки (инспекции).
35. Проверка (инспекция) должна предусматривать:
1) расследование причин выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов;
2) расследование нарушений государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, причин этих нарушений, фактов, неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
3) контроль устранения нарушений учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
4) контроль наличия ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных измерений характеристик ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, контроля состояния средств контроля доступа;
5) контроль выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
6) контроль соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
7) контроль выполнения ранее выданных предписаний;
8) контроль выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
9) контроль проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и оценку.
36. Конкретное содержание проверок (инспекций) устанавливается программой проверки (инспекции), утверждаемой уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора.
37. Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения проверок (инспекций) вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей проверки (инспекции), а также получать объяснения должностных лиц и работников проверяемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями проверки (инспекции).
В случае выявления нарушений для выяснения причин этих нарушений могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные первоначальной программой проверки (инспекции).
38. При осуществлении надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов применяются технические средства измерений количества и состава ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, средства контроля доступа (в том числе пломбы) к ядерным материалам, радиоактивным веществам и радиоактивным отходам, используемые при учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и надзоре за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - технические средства).
Инспекционная проверка наличия ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов с использованием технических средств может не проводиться в случае, если организация осуществляет программу подтверждающих и учетных измерений в объеме и с качеством, достаточными для подтверждения соответствия заявленного и фактического наличия ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Вопросы обеспечения безопасности, связанные с использованием технических средств, согласовываются с проверяемой организацией.
Использование технических средств при проведении проверок (инспекций) осуществляется уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.
39. Для проверки наличия ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в неразборной учетной единице специалистами Ростехнадзора проводится внешний осмотр, проверяется целостность учетной единицы, наличие ионизирующего излучения от учетной единицы и измеряется вес брутто. При необходимости может проводиться полная или выборочная проверка характеристик ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Для проверки наличия ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в разборной учетной единице специалистами Ростехнадзора проводится внешний осмотр, полная или выборочная проверка характеристик ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, находящихся в учетной единице.
40. При невозможности в ходе проверки (инспекции) проверки наличия ядерных материалов во всех учетных единицах, находящихся в организации, такая проверка проводится специалистами Ростехнадзора выборочно в соответствии с утвержденными методиками.
41. Средства контроля доступа к ядерным материалам, радиоактивным веществам и радиоактивным отходам при осуществлении надзора за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов применяются для:
1) контейнеров с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, подлежащих инспекционным измерениям;
2) помещений и хранилищ с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при проверке проведения инвентаризации ядерных материалов, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на время перерывов проводимых работ;
3) помещений, хранилищ и/или контейнеров с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при обнаружении аномалий в учете и контроле и/или инцидентов в целях обеспечения дальнейшего надзора со стороны работников Ростехнадзора за проводимым расследованием должностными лицами организаций причин выявленных аномалий и/или инцидентов.
42. Установка средств контроля доступа в ходе проверки (инспекции) осуществляется только на проверяемые контейнеры или помещения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
По завершении проверки (инспекции) члены комиссии снимают все пломбы, установленные в ходе проверки (инспекции), за исключением пломб, установленных на учетные единицы, в которых в ходе проверки (инспекции) была обнаружена недостача (излишек) ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, и помещений, в которых эти учетные единицы хранятся.
43. Снятие указанных пломб с учетных единиц, в которых в ходе проверки (инспекции) были обнаружены недостача (излишек) ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также с помещений, в которых эти учетные единицы хранятся, осуществляется членами специальной комиссии в ходе расследования причин и условий возникновения аномалий в учете и контроле и/или инцидентов.
44. Организация, подготовка и проведение проверки (инспекции) по надзору за учетом и контролем должны проводиться в соответствии с организационно-распорядительными и методическими документами Ростехнадзора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей