Реализация модульных образовательных программ формирования культуры здорового питания
Реализация модульных образовательных программ формирования
культуры здорового питания
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373), п. 19.7 предусматривает необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Работа по формированию культуры здорового питания как составной части здорового образа жизни в образовательном учреждении должна носить системный характер, обеспечивающий преемственность и непрерывность данного процесса на различных ступенях образования, вестись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонентов.
Педагоги, психологи и социальные работники, реализующие образовательные программы формирования культуры здорового питания, должны знать основы современной государственной политики в сфере питания; федеральные законы, региональные нормативные правовые акты и СанПиН, регулирующие деятельность в сфере питания; основы возрастной физиологии и гигиены.
Требования к результатам работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении:
личностные - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;
метапредметные - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
предметные - осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания.
С учетом специфики работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении, предметом итоговой оценки должно быть достижение метапредметных и предметных результатов. Достижение личностных результатов обучающихся итоговой оценке не подлежит.
Примером модульной образовательной программы формирования культуры здорового питания может служить образовательная программа "Разговор о правильном питании", реализуемая более чем в 30 регионах России. Программа - важный компонент формирования культуры здоровья. Пищевые привычки формируются с детства, у взрослого человека их очень сложно изменить, поэтому так важно сформировать у детей правильное пищевое поведение.
Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний.
Программа "Разговор о правильном питании" содержит 3 части (модуля):
1 часть "Разговор о правильном питании" предназначена для детей 6 - 8 лет, т.е. учеников 1 или 2 классов;
2 часть "Две недели в лагере здоровья" предназначена для детей 9 - 11 лет - учеников 3 или 4 классов.
3 часть "Формула правильного питания" предназначена для подростков 12 - 14 лет - учеников 5 или 6 классов.
Содержание всех частей Учебно-методического комплекта отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего, среднего и старшего возраста;
научная обоснованность - содержание УМК базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего, среднего и старшего возраста;
необходимость и достаточность предоставляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, касающийся здорового питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни и который имеет для них практическую значимость;
модульность структуры - учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
вовлеченность в реализацию тем программы родителей обучающихся;
культурологическая сообразность - в содержании УМК учитываются исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность - предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
Материал 1 части программы - рабочей тетради "Разговор о правильном питании" (для детей 6 - 8 лет) включает темы:
4. Удивительные превращения пирожка.
10. На вкус и цвет товарищей нет.
12. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
13. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.
Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Практика показала, что заполнение дневника способствует не только закреплению навыков гигиены, но и развитию самооценки, что не менее важно.
Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, соответствующих представленному сюжету; отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.
При реализации 1 части программы педагогу следует учитывать следующее:
содержание программы (наличие сквозной сюжетной линии) делает нецелесообразным искусственно растягивать сроки ее реализации. Как показывает опыт работы, оптимальными являются еженедельные занятия, что составляет 1,5 - 2 месяца общей продолжительности занятий;
не следует усложнять содержание тем, представленных в рабочей тетради, за счет информационных материалов, приведенных в методическом пособии для педагогов. Нецелесообразно знакомство ребенка с информацией, носящий частный, детализированный характер (например, содержание конкретных витаминов и микроэлементов в продуктах питания);
при организации занятий у каждого ребенка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими обучающимися.
Представленный материал может использоваться:
в рамках факультативной работы;
как дополнительный на уроках по предметам базового учебного плана, прежде всего - "Окружающий мир". Часть материала может использоваться и на уроках "Обслуживающего труда", "Чтения", "Математики";
в рамках внеклассной работы при проведении классных часов;
при комбинировании - часть тем включается во внеклассную работу, а часть - рассматривается в ходе уроков.
Реализация программы может также осуществляться за счет регионального компонента учебного плана - курсов, направленных на формирование у детей и подростков здорового образа жизни. Занятия может проводить как классный руководитель, так и школьный психолог или социальный работник. Материал может быть использован руководителями творческих школьных объединений, организаторами внеклассной работы, а также в рамках лагеря с дневным пребыванием детей. Выбор конкретного варианта остается за педагогом. Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что обеспечивает наиболее активное включение детей в процесс обучения, стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в тетрадях, ориентированы на творческую работу ребенка - самостоятельную или в коллективе.
В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:
сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);
рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);
выполнение самостоятельных заданий (все темы);
игры по правилам - конкурсы, викторины (темы 1, 5, 6, 9, 10);
мини-проекты (темы 2, 7, 11, 12, 13);
совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).
Вторая часть УМК "Две недели в лагере здоровья" (для учащихся 3 - 4 классов) содержит темы:
3. Что нужно есть в разное время года.
4. Как правильно питаться, если занимается спортом.
6. Как правильно накрыть стол.
7. Молоко и молочные продукты.
9. Какую пищу можно найти в лесу.
10. Что и как можно приготовить из рыбы.
12. "Кулинарное путешествие" по России.
13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
14. Как правильно вести себя за столом.
Материал 3 части программы - рабочей тетради "Формула правильного питания" также может использоваться:
в рамках факультативной работы;
как дополнительный материал на уроках по предметам базового учебного плана, прежде всего - "Биологии", а также на уроках "Технологии", "Литературы", "Математики";
в рамках внеклассной работы при проведении классных часов;
при комбинировании - часть тем включается во внеклассную работу, а часть рассматривается в ходе уроков.
Учебно-методический комплект "Формула правильного питания" состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога. Он предназначен для реализации следующих задач:
1. Развитие представлений подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье.
2. Расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила.
3. Развитие навыков рационального питания как составной части здорового образа жизни.
4. Развитие представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
5. Развитие представлений о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
Пробуждение у подростков интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
6. Расширение творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.
7. Развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
8. Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания подростков в период полового созревания.
В рабочей тетради "Формула правильного питания" представлены темы:
2. Продукты разные нужны, блюда разные важны.
7. Ты готовишь себе и друзьям.
10. Как питались на Руси и в России.
11. Необычное кулинарное путешествие.
Планирование реализации образовательных программ, выбор форм и методов могут быть различными. Однако эта работа не может быть бессистемной и фрагментарной. Акции, дни здоровья, праздники урожая и т.п. не могут заменить планомерную и системную работу, в которой задачи и методы должны меняться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их информированности и сформированности ценностных ориентиров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей