Информация о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации

ИНФОРМАЦИЯ

О РАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный этап развития российского общества характеризуется переходом к демократическому государству и правовому обществу, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и социального развития. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р) основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных видах деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года предусмотрены государственные гарантии обучения в условиях, обеспечивающих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ФЦП "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015, а не от 29.12.2000 N 1275.

В этих целях в рамках Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1275) предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия в трудоустройстве, в том числе обеспечение занятости в каникулярный период, развитие системы молодежного, семейного отдыха и оздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций.

В рамках реализации программы 18 - 20 апреля 2001 года в г. Москве был проведен Всероссийский студенческий форум. В форуме приняли участие 1100 человек из 75 субъектов Российской Федерации. Были представлены более 800 вузов России. Цели и задачи форума исходили из необходимости разработки мер по решению студенческих проблем органами государственной власти и студенческими общественными объединениями, привлечения внимания общества и государства к решению студенческих проблем, к определению перспектив наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, консолидации студенческого общественного движения, развития студенческого самоуправления.

В рамках Всероссийского студенческого форума состоялось обсуждение проекта межведомственной программы "Студенчество России (2002 - 2006 годы)", разработанной совместно со Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов (РАПОС), а также проекта Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации, разработанной общероссийским общественным объединением "Ассоциация студентов и студенческих объединений в поддержку Российского Союза Молодежи" (АСО) и проекта программы развития студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях, разработанной Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. По итогам форума была принята резолюция Всероссийского студенческого форума.

В резолюции форума была отмечена важность развития и совершенствования форм участия молодежи в социально-политической жизни страны, в первую очередь развития студенческого самоуправления на общероссийском, региональном, местном уровнях.

В государственной молодежной политике, как отмечают исследователи, должны гармонично сочетаться два основных направления: первое "...связано с задачами облегчить молодежи вхождение в институционализированную общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса, который остается у любого молодого человека даже при наличии юридического равноправия", второе - это "...инвестиция в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития... Очевидно, что инвестиция в молодежь одновременно означает социальное проектирование будущего России" (Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 308).

"Поддерживающая" и "развивающая" стратегии государственной молодежной политики нашли отражение, имея разную степень представленности, в таких документах, как:

- Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" (1992 г.);

- Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993 г.);

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации";

- Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1275);

- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, одобренная решением Правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001 г. N 4, а также в проекте межведомственной программы "Студенчество России (2002 - 2006 годы)" и др.

Документы федерального и регионального уровней по молодежной политике свидетельствуют о заинтересованной позиции государства в решении молодежных проблем, обозначении приоритета государственной молодежной политики - "...повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов". Не случайно одним из принципов политики властей в молодежной сфере является принцип участия, означающий, что "...молодежь является не только объектом воспитания и образования, но и сознательным участником социальных преобразований" (Концепция государственной молодежной политики. М., 2001. С. 31).

Студенчество - специфическая страта молодежи, ее "самый организованный отряд", поскольку "...обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования России" (Резолюция Всероссийского студенческого форума. М., 2001. С. 4).

На современном этапе возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего в развитии студенческого движения. Во всех субъектах Российской Федерации появляется с каждым годом все больше разнообразных студенческих общественных организаций. Сам факт их возникновения указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Игнорировать студенческие объединения сегодня невозможно. Чтобы более результативно и эффективно взаимодействовать со студенческими объединениями, недостаточно признавать факт их существования. Необходимо четко представлять все разнообразие студенческих объединений и иметь полную характеристику студенческого движения. Можно обозначить некоторые тенденции его развития:

1. На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах.

2. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных).

3. Студенческое движение Российской Федерации представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Но существуют проблемы, касающиеся всех страт молодежи, в том числе студенческой, и находят они свое конкретное выражение в более частных противоречиях:

- между объективной потребностью общества в развитии социальной активности студенческой молодежи и слабой включенностью студентов в разрешение своих собственных проблем;

- между наличием негативных тенденций в молодежной, и в частности, студенческой, среде и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;

- между настоятельной необходимостью актуализации социального творчества учащихся вузов и ссузов и реально малочисленным составом студенческих общественных объединений и профсоюзных организаций или отсутствием первичных общественных организаций молодежи в учебных заведениях подобного типа;

- между широким спектром проблем, трудностей, с которыми объективно сталкиваются студенты, обучаясь в высших и средних специальных учебных заведениях, и слабой представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления, существующих в образовательных учреждениях направлений работы, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами соответствующего учебного заведения;

- между наличием традиционных органов студенческого самоуправления и невысокой степенью их влияния на студенческую молодежь;

- между сложностью организации жизни и деятельности студентов и слабой координацией взаимодействия в решении студенческих проблем между органами студенческого самоуправления, администрациями учебных заведений иных социальных структур, органами государственной власти, местного самоуправления;

- между необходимостью оптимизации деятельности органов студенческого самоуправления в высших учебных заведениях (вузах) и средних специальных учебных заведениях (ссузах) и недостаточной разработанностью социальных технологий по актуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.

Однако, обладая потенциально огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем социума, студенчество переживает период болезненного самоосуществления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями, что, в свою очередь, негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей и их объединений в обустройстве окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать создание института самоуправления, рекомендации по развитию которого мы и направляем для использования в работе.