V. Требования к условиям реализации программы "Духовые и ударные инструменты"
V. Требования к условиям реализации программы
"Духовые и ударные инструменты"
5.1. Требования к условиям реализации программы "Духовые и ударные инструменты" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Духовые и ударные инструменты" с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы "Духовые и ударные инструменты" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
5.3. При реализации программы "Духовые и ударные инструменты" со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы "Духовые и ударные инструменты" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы "Духовые и ударные инструменты" со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы "Духовые и ударные инструменты" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.
5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы "Духовые и ударные инструменты" по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7. ОУ учреждение должно обеспечивать изучение учебного предмета "Хоровой класс" на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.
ОУ должно обеспечивать условия для создания учебного оркестра (духового, возможно, симфонического или эстрадного) путем пропорционального формирования контингента обучающихся с целью реализации в вариативной части ОП учебного предмета "Оркестровый класс". В случае реализации в вариативной части ОП учебного предмета "Оркестровый класс" учебные оркестровые коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами до 25 процентов от необходимого состава оркестра.
Оркестровые и хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
5.8. Программа "Духовые и ударные инструменты" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы "Духовые и ударные инструменты" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Духовые и ударные инструменты" и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, основного репертуара для духовых и ударных инструментов, различных составов ансамблей, оркестров;
- достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
- при реализации ОП в области эстрадно-джазового искусства умение и навыки музыкальной импровизации;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.12. Реализация программы "Духовые и ударные инструменты" обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы "Духовые и ударные инструменты". Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "Теория и история музыки" обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы "Духовые и ударные инструменты" обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32 - 33 недели - реализация аудиторных занятий, 2 - 3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Духовые и ударные инструменты", использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы "Духовые и ударные инструменты" должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы "Духовые и ударные инструменты" необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
по учебному предмету "Специальность" от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
по учебному предмету "Хоровой класс" и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебному предмету "Ансамбль" от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
при введении в вариативную часть ОП учебного предмета "Ритмика" - до 100 процентов аудиторного времени, учебного предмета "Оркестровый класс" и консультаций по данному учебному предмету - не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени.
5.15. Материально-технические условия реализации программы "Духовые и ударные инструменты" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы "Духовые и ударные инструменты" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с роялем или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебные аудитории для занятий по учебным предметам "Хоровой класс" со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем), "Оркестровый класс" с пультами, пианино или роялем.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Специальность" и "Фортепиано", оснащаются пианино или роялями.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета "Ритмика" учебная аудитория оснащается пианино, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета "Музыкальная информатика" учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Фортепиано" должны иметь площадь не менее 6 кв. м, для занятий по учебным предметам "Специальность" не менее 9 кв. м, "Ансамбль" - не менее 12 кв. м, при введении в вариативную часть ОП учебного предмета "Оркестровый класс" - малый или большой концертный зал.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Слушание музыки", "Сольфеджио", "Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)", "Элементарная теория музыки", оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
ОУ должно иметь комплект духовых и ударных инструментов для детей разного возраста.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в сценических костюмах.
При реализации ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Специальность", "Ансамбль", "Оркестровый класс", укомплектовываются микшерскими пультами со встроенными ревербераторами, активными акустическими системами на подставках, СД-проигрывателями, ударными установками. При этом учебные аудитории, предназначенные для занятий на электрогитаре и бас-гитаре, дополнительно укомплектовываются комбо-усилителями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей