III. Требования к минимуму содержания программы "Духовые и ударные инструменты"

III. Требования к минимуму содержания программы

"Духовые и ударные инструменты"

3.1. Минимум содержания программы "Духовые и ударные инструменты" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

ОУ с учетом настоящих ФГТ может разрабатывать ОП "Духовые и ударные инструменты" в области музыкального искусства игры на духовых и ударных инструментах и/или в области эстрадно-джазового инструментального искусства.

Разработка ОУ ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства предусматривает обучение детей игре на следующих музыкальных инструментах: саксофоне, трубе, тромбоне, гитаре (электрогитаре, бас-гитаре), ударных инструментах.

3.2. Результатом освоения программы "Духовые и ударные инструменты" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовом или ударном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;

- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- навыков импровизации на духовом или ударном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте и на фортепиано;

- навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в составе духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического);

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте, фортепиано;

- умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- навыков вокального исполнения музыкального текста;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы "Духовые и ударные инструменты" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2 настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

- знания основного репертуара для духового или ударного инструмента (инструментов духового или эстрадно-джазового оркестра);

- знания ансамблевого и оркестрового репертуара для духовых или ударных инструментов, в том числе инструментов эстрадно-джазового оркестра;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

3.4. Результаты освоения программы "Духовые и ударные инструменты" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.4.1. Специальность:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духового или ударного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для духового или ударного инструмента (инструментов духового оркестра), включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

- знание репертуара эстрадно-джазового оркестра (при условии реализации ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства);

- знание художественно-исполнительских возможностей духового или ударного инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

3.4.2. Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству;

- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

при реализации ОП в области эстрадно-джазового инструментального искусства дополнительно:

- навыки использования элементарных джазовых приемов в ансамблевом исполнительстве;

- первичные навыки по импровизации на заданную тему (джазовый стандарт) в составе ансамбля.

3.4.3. Фортепиано:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

3.4.4. Хоровой класс:

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

3.4.5. Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

3.4.6. Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

3.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

3.4.8. Элементарная теория музыки:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).