В настоящих Правилах используются следующие основные определения:
3.1. Сертификация соответствия (сертификация) - деятельность по подтверждению соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям.
3.2. Нормативный документ - документ, содержащий требования безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.
Примечание. В соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.
3.3. Объект сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (объект ЖТ) - железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые МПС России и другим юридическим лицам для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые на федеральном железнодорожном транспорте.
(в ред. Приказа МПС РФ от 09.02.98 N 3Ц)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.
3.5. Обследование производства - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на обеспечение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей продукции, подтверждаемых при сертифицированных испытаниях.
3.6. Сертификат соответствия (сертификат) - документ, выданный по правилам ССФЖТ, для подтверждения соответствия сертифицированного объекта ЖТ установленным требованиям.
3.7. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в ССФЖТ, подтверждается соответствие маркированного им объекта ЖТ установленным требованиям.
3.8. Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Система сертификации, ССФЖТ) - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию на федеральном железнодорожном транспорте по правилам, установленным в Системе сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.9. Обязательная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ по требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, а также сертификация в других случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
3.10. Добровольная сертификация - деятельность по сертификации объектов ЖТ, не подлежащих обязательной сертификации, по инициативе юридических и физических лиц на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
3.11. Орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (орган по сертификации) - орган, проводящий сертификацию соответствия определенных объектов ЖТ.
3.12. Центральный орган Системы сертификации - орган, возглавляющий Систему сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
3.13. Заявитель - юридическое или физическое лицо, обратившееся в орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте с заявкой на проведение сертификации конкретного объекта ЖТ, либо в МПС России с заявкой на проведение аккредитации в ССФЖТ.
3.14. Аккредитация - официальное признание МПС России компетентности (способности) организации или эксперта выполнять работы в определенной (заявленной) области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
3.15. Аккредитующий орган - Министерство путей сообщения Российской Федерации.
3.16. Критерии аккредитации - требования, используемые аккредитующим органом, которым должны отвечать организация или эксперт (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованными.
3.17. Область аккредитации - одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитованы конкретная организация или эксперт.
3.18. Аттестация (организации или эксперта) - проверка организации или эксперта с целью определения их соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.
3.19. Аттестат аккредитации - документ, выдаваемый МПС России в установленном им порядке организации или эксперту, и регистрирующий факт официального признания их компетентности в определенной области деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
3.20. Испытательный центр (лаборатория) (ИЦ) - оснащенное необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений, технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей, либо только технически компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее испытания для целей сертификации и выдачу протокола испытаний.
3.21. Экспертный центр по сертификации (ЭЦС) - технически компетентное и признанное независимым от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и проводящее по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ЖТ требованиям нормативных документов и выдачу заключения о соответствии.
3.22. Разработчик продукции - юридическое лицо, осуществляющее разработку ЖТС.
3.23. Изготовитель продукции - юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск ЖТС.
3.24. Исполнитель - юридическое или физическое лицо, выполняющее работы и оказывающее услуги на федеральном железнодорожном транспорте.
3.25. Поставщик продукции - юридическое лицо, поставляющее ЖТС в установленном порядке.
3.26. Заказчик - МПС России, железные дороги России и другие юридические или физические лица, по принятой заявке или договору с которыми производится разработка и (или) поставка ЖТС, выполнение работ и услуг на федеральном железнодорожном транспорте.
3.27. Потребитель - юридическое или физическое лицо, использующее данную продукцию или услугу по назначению.
3.28. Особо ответственные элементы конструкции (ООЭК) - элементы изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии, либо особым случаям брака и случаям брака в работе.
3.29. Особо ответственные технологические процессы (ООТП) - технологические процессы, обеспечивающие стабильность основных параметров, влияющих на безопасность ООЭК.
3.30. Особо ответственные детали (ООД) - агрегаты, детали и комплектующие изделия, единичные отказы которых приводят к крушению, аварии, либо особым случаям брака и случаям брака в работе.
3.31. Типовая конструкция - конструкция образца железнодорожного технического средства, соответствие которого требованиям нормативных документов установлено по результатам испытаний, которым он подвергается при сертификации.
3.32. Центр подготовки экспертов (ЦПЭ) - укомплектованное квалифицированными специалистами и обладающее необходимой учебной базой компетентное юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке и осуществляющее подготовку экспертов Системы сертификации.
3.33. Эксперт (по сертификации, аккредитации) - специалист, обладающий необходимой квалификацией для проведения одного или нескольких видов работ по сертификации (аккредитации) на федеральном железнодорожном транспорте и аттестованный (аккредитованный) на право их проведения.
3.34. Участники Системы сертификации - Министерство путей сообщения Российской Федерации, Центральный орган Системы сертификации, орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, испытательные центры (лаборатории), заявители, обращающиеся в ССФЖТ.
3.35. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (деятельностью аккредитованных в ССФЖТ организаций) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность аккредитованных в ССФЖТ организаций продолжает соответствовать правилам Системы.
3.36. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ЖТ - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объект ЖТ продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.37. Безопасность на федеральном железнодорожном транспорте (безопасность) - обеспечение требований безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.
3.38. Безопасность движения - состояние защищенности федеральной железнодорожной транспортной системы от возникновения транспортных происшествий и связанных с ними возможных потерь.
Примечание. В понятие "федеральная железнодорожная транспортная система" составной частью входят железнодорожные технические средства.
Другие термины и определения, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте", Руководству ИСО / МЭК 2 и МС ИСО 8402.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей