Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Структура Системы сертификации

7.1. Организационную структуру ССФЖТ образуют:

- Министерство путей сообщения Российской Федерации;

- Центральный орган Системы сертификации;

- орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- Совет по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации;

- Апелляционный Совет;

- Аккредитованные экспертные центры по сертификации;

- Аккредитованные испытательные центры (лаборатории);

- Аккредитованные эксперты в области сертификации и аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте.

Схема организационной структуры ССФЖТ приведена в Приложении А.

7.2. Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляется в области обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте следующие правомочия, определенные Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте", Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, Соглашением с Госстандартом России о взаимодействии в области обязательной сертификации и Положением о Министерстве:

- создает Систему сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, организует работу и устанавливает общие правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в этой Системе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сертификации;

- организует разработку организационно - методических документов Системы сертификации;

- разрабатывает и утверждает перечень (номенклатуру) объектов ЖТ, подлежащих обязательной сертификации в ССФЖТ, и представляет их в Госстандарт России для включения в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации;

- организует разработку и утверждает требования по безопасности, на соответствие которым осуществляется обязательная сертификация в ССФЖТ;

- определяет Центральный орган Системы сертификации;

- осуществляет выбор способа подтверждения соответствия объектов ЖТ требованиям нормативных документов (схем сертификации);

- устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- проводит аккредитацию в ССФЖТ и выдает аттестаты аккредитации и лицензии на проведение работ по обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- отменяет или приостанавливает действие выданных аттестатов аккредитации и лицензий на проведение работ по обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- ведет Государственный Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России и другим заинтересованным организациям информацию о них в установленном порядке;

- рассматривает апелляции участников Системы сертификации по вопросам аккредитации и сертификации;

- устанавливает совместно с Госстандартом России правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, а также сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, полученных в рамках Системы сертификации ГОСТ Р и других отечественных систем сертификации;

- взаимодействует с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации подлежащих обязательной сертификации ЖТС;

- осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными объектами ЖТ.

7.3. Центральный орган Системы сертификации осуществляет следующие основные полномочия:

- организует работы по формированию Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- осуществляет руководство Системой сертификации;

- координирует и контролирует деятельность органа (органов) по сертификации, испытательных центров и экспертных центров по сертификации, входящих в Систему сертификации;

- рассматривает апелляции участников Системы сертификации по вопросам аккредитации и сертификации;

- принимает оперативные меры по полученной информации о нарушении установленных в Системе правил;

- разрабатывает предложения по номенклатуре объектов ЖТ, сертифицируемых в ССФЖТ;

- разрабатывает, ведет и актуализирует организационно - методические документы ССФЖТ;

- анализирует, обобщает и представляет в ЦОС результаты работы органа (органов) по сертификации, испытательных центров и экспертных центров по сертификации;

- организует подготовку экспертов ССФЖТ, повышение квалификации кадров и аттестацию персонала, участвующего в проведении работ по сертификации.

7.4. Орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте осуществляет следующие функции:

- проводит сертификацию объектов ЖТ в соответствии со своей областью аккредитации;

- формирует и ведет фонд нормативных документов, используемых при проведении сертификации объектов ЖТ;

- разрабатывает порядки сертификации групп однородных объектов ЖТ в соответствии со своей областью аккредитации;

- принимает и рассматривает заявки на сертификацию объектов ЖТ, принимает решения по ним и взаимодействует с заявителями при проведении сертификации;

- определяет по каждой конкретной заявке испытательный центр и (или) экспертный центр по сертификации, в который необходимо обратиться заявителю для проведения испытаний и (или) оценки соответствия заявленного объекта ЖТ требованиям нормативных документов;

- регистрирует в Государственном Реестре Системы сертификации, выдает и ведет учет выданных сертификатов соответствия и лицензий на применение знаков соответствия;

- проводит работы по признанию сертификатов и знаков соответствия, выданных другими отечественными и зарубежными органами по сертификации;

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами ЖТ;

- взаимодействует с уполномоченными органами других стран по вопросам сертификации объектов ЖТ;

- взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации, изготовителями, разработчиками, органами государственного и ведомственного надзора, потребителями, общественными организациями и другими заинтересованными организациями;

- отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов соответствия и лицензий на применение знаков соответствия;

- принимает оперативные меры по информации о несоответствии сертифицированных объектов ЖТ установленным при сертификации требованиям, участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение.

Орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте может создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональные филиалы и представительства.

7.5. Для проведения по поручению МПС России работ по аттестации органа (органов) по сертификации, испытательных центров, экспертных центров по сертификации, центров подготовки экспертов и экспертов, претендующих на аккредитацию в ССФЖТ, в соответствии с ГОСТ Р 51000.1 создается Технический центр аккредитации.

Технический центр аккредитации осуществляет следующие функции:

- проводит предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию и представленных документов, заключает с заявителями договора на проведение аккредитации;

- организовывает проведение экспертизы документов по аккредитации, представленных заявителем, и проводит его аттестацию, а также организует проведение инспекционного контроля аккредитованных организаций;

- определяет персональный состав экспертов для проведения экспертизы документов, представленных заявителем, и проведения аттестации заявителя, привлекает экспертов к выполнению этих работ;

- готовит программы аттестации заявителей и программы проведения инспекционного контроля аккредитованных организаций;

- ведет регистрационные записи по всему объему работ, готовит и представляет в МПС России проекты аттестатов аккредитации и лицензий на проведение работ по обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

- по поручению МПС России регистрирует в Государственном Реестре Системы сертификации выданные аттестаты аккредитации и лицензии на право проведения определенных видов работ и представляет результаты аккредитации для включения их в Реестр Госстандарта России;

- готовит и представляет в МПС России предложения об отмене или приостановлении действия выданных аттестатов аккредитации;

- осуществляет инспекционный контроль за аккредитованными организациями;

- разрабатывает организационно - методические документы по вопросам аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте.

Технический центр аккредитации не имеет права предоставления (принятия решения об аккредитации и подписания официального документа, подтверждающего аккредитацию), подтверждения, приостановления или отмены аккредитации.

7.6. Орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте создается Министерством путей сообщения Российской Федерации в форме организации федерального железнодорожного транспорта.

Устав органа по сертификации утверждается МПС России, а руководитель назначается на должность и освобождается от должности Министерством путей сообщения Российской Федерации.

7.7. Для обсуждения вопросов технической политики в области сертификации на федеральном железнодорожном транспорте при Центральном органе Системы сертификации создается Совет по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, который является совещательным органом.

В состав Совета входят представители Центрального органа Системы сертификации, ведущих научно - исследовательских организаций железнодорожного транспорта, органа (органов) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, экспертных центров по сертификации, испытательных центров, промышленности, управлений МПС России, железных дорог, Госстандарта России и других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций.

Совет формируется и функционирует в соответствии с Положением, утверждаемым МПС России.

7.8. Для рассмотрения жалоб на неправомочные действия участников ССФЖТ при Центральном органе Системы сертификации создается Апелляционный Совет, являющийся независимым формированием.

В состав Апелляционного Совета входят представители управлений МПС России, Госстандарта России, Центрального органа Системы сертификации, органа (органов) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и независимые эксперты - специалисты в рассматриваемой предметной области.

Апелляционный Совет формируется и функционирует в соответствии с Положением, утверждаемым МПС России.

7.9. Экспертные центры по сертификации осуществляют следующие основные функции:

- проводят по поручению органа по сертификации оценку соответствия объектов ЖТ установленным требованиям на основе анализа результатов испытаний и другой доказательной документации;

- выдают заключения о соответствии объектов ЖТ требованиям нормативных документов.

7.10. Испытательные центры осуществляют следующие основные функции:

- проводят испытания конкретных объектов ЖТ или конкретные виды испытаний;

- выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

7.11. Центры подготовки экспертов осуществляют подготовку экспертов Системы сертификации и выдают им удостоверения установленного образца.

7.12. Конкретные функции, права, обязанности и ответственность Центрального органа Системы сертификации, Технического центра аккредитации, органа (органов) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, испытательных центров, экспертных центров по сертификации и центров подготовки экспертов устанавливаются в соответствующих Положениях.

7.13. Эксперты ССФЖТ проходят подготовку, аттестацию и аккредитацию в Системе и заносятся в Государственный Реестр Системы сертификации.

7.14. При формировании ССФЖТ МПС России и Центральный орган Системы сертификации регулируют состав, количество и дислокацию органов по сертификации и их филиалов и представительств, испытательных центров, экспертных центров по сертификации и центров подготовки экспертов.