IV. Решение основных системных проблем пищевой и перерабатывающей промышленности и индикаторы ее развития
IV. Решение основных системных проблем пищевой
и перерабатывающей промышленности и индикаторы ее развития
Решение задачи увеличения поставок сельскохозяйственного сырья на переработку будет осуществляться в рамках реализации Государственной программы на 2013 - 2020 годы, а поставок рыбной продукции - в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса". Предусматривается увеличение производства:
подсолнечника - до 7,5 млн. тонн;
сахарной свеклы - до 40,9 млн. тонн;
плодов и ягод - до 3,8 млн. тонн;
скота и птицы на убой (в живом весе) - до 14,4 млн. тонн, в том числе крупного рогатого скота - до 3,15 млн. тонн, свиней - до 4,53 млн. тонн, птицы - до 5,8 млн. тонн, прочих - до 127,5 тыс. тонн;
рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных - до 5,2 млн. тонн;
хлебобулочных изделий диетических и хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, - до 300 тыс. тонн;
сахара из сахарной свеклы - до 5,4 млн. тонн;
цельномолочной продукции - до 13,5 млн. тонн;
сливочного масла - до 280 тыс. тонн;
сыра и сырных продуктов - до 546 тыс. тонн;
плодоовощных консервов - до 11597 муб;
подсолнечного масла - до 3,3 млн. тонн;
кондитерских изделий - до 3175 тыс. тонн;
соли поваренной - до 1290 тыс. тонн.
В результате решения задачи модернизации производства и наращивания мощностей за счет проведения технического перевооружения, реконструкции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и нового строительства на основе инновационных технологий и ресурсосберегающего оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экологии индекс физического объема инвестиций к 2020 году должен возрасти по отношению к 2010 году на 0,7 процента.
Для этого потребуется привлечение инвестиций в 2013 - 2020 годах в размере 1036,9 млрд. рублей, в том числе на:
производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности - 40,2 млрд. рублей;
производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения - 54,2 млрд. рублей;
производство мяса и мясопродуктов - 233,4 млрд. рублей;
переработку и консервирование рыбо- и морепродуктов - 22,1 млрд. рублей;
производство молочных продуктов - 197,7 млрд. рублей;
производство сахара - 94,2 млрд. рублей;
переработку и консервирование картофеля, фруктов и овощей - 36,4 млрд. рублей;
производство растительных и животных масел и жиров - 152,3 млрд. рублей;
производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, а также какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий - 158,4 млрд. рублей;
производство кукурузного масла, крахмала и крахмалопродуктов - 43,3 млрд. рублей;
добычу и производство соли - 4,8 млрд. рублей.
Для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ региональных территориальных кластеров пищевой и перерабатывающей промышленности (далее - территориальные кластеры), развитие которых включает:
формирование и реализацию субъектами Российской Федерации политики, направленной на согласованное развитие;
адресную поддержку инициатив (программ и проектов) по развитию территориальных кластеров федерального уровня, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность аграрного сектора страны в целом.
Реализация указанных мер позволит не только привлечь прямые инвестиции в развитие аграрных регионов, но и существенно увеличить темпы экономического роста страны.
Адресная поддержка приоритетных кластерных инициатив в области пищевой и перерабатывающей промышленности на федеральном уровне, а также кластерная политика субъектов Российской Федерации будут способствовать расширению доступа участников территориальных кластеров к технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижению трансакционных издержек, а также реализации совместных кооперационных проектов в этой сфере.
Для решения задачи повышения конкурентоспособности продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, создания условий для обеспечения импортозамещения в отношении социально значимых продуктов питания и наращивания экспортного потенциала необходимо осуществить:
разработку государственных мер по проведению разумной протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное значение, в том числе с использованием механизмов государственной социальной (продовольственной) помощи населению, определенных Концепцией развития внутренней продовольственной помощи;
выстраивание приоритетов для проведения модернизации промышленности;
внедрение современных методов управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортировки и хранения;
внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами, что позволит повысить степень переработки сырья, расширить ассортимент выпускаемой продукции и нарастить кормовую базу для животноводства и птицеводства, решить экологические проблемы;
обеспечение продукции упаковкой, которая позволит сохранить ее качество и безопасность, создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, в том числе биоразлагаемой упаковки;
подготовку современного квалифицированного промышленно-производственного персонала с учетом требований инновационной экономики.
Выполнение задачи развития инфраструктуры и логистического обеспечения продовольственной группы товаров позволит повысить к 2020 году уровень товарности сельскохозяйственной продукции на 5 процентов. Организация оптовых распределительных центров позволит создать условия для развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продовольственных товаров. Развитие сельскохозяйственной кооперации и логистических центров, переработки и сбыта продукции животноводства и растениеводства позволит создать условия для использования отечественной продукции в системе внутренней продовольственной помощи.
Осуществление мероприятий, направленных на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения, снижение расходов речной и артезианской воды на технологические нужды, предусматривается при реконструкции, техническом перевооружении организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и новом строительстве.
Внедрение оборотных систем водоснабжения для очистки сточных вод на предприятиях сахарной, молочной и мясной промышленности позволит высвободить земельные участки, занимаемые очистными сооружениями, для возобновления сельскохозяйственного производства.
В настоящее время значительная часть вторичных ресурсов, образуемых в результате промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, используется неэффективно, нередко идет в отвалы или выливается в водоемы, что наносит природе большой экологический ущерб.
При ежегодной переработке 110 - 115 млн. тонн сельскохозяйственного сырья образуется более 50 млн. тонн побочных продуктов, которые являются значительным резервом для получения полноценного растительного и животного белка. За счет переработки сырьевых ресурсов, которые содержат до 20 процентов белка, с использованием биотехнологий можно получать ежегодно до 5 млн. тонн кормового и пищевого белка, решить проблему дефицита полноценного пищевого белка и его импортозамещения.
К 2020 году предусматривается:
доведение производства жмыхов и шротов маслосемян всех видов до 5,6 млн. тонн, жома - до 12 млн. тонн, кормовой рыбной муки - до 240 тыс. тонн;
повышение степени переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий - до 80 процентов;
увеличение глубины переработки скота (доведение съема продукции с 1 тонны живого веса убойного скота) - не менее 90 процентов;
вовлечение в хозяйственный оборот молочной сыворотки - до 1 млн. тонн.
К 2020 году планируется увеличение кормовой базы для животноводства:
на 705 тыс. тонн кормов - из отходов крупяной промышленности;
на 500 тыс. тонн сушеного жома - из отходов сахарной промышленности;
на 7870 тыс. тонн шротов маслосемян всех видов - из отходов масложировой промышленности.
Кроме того, в молочной промышленности использование сыворотки на пищевые цели достигнет 1 млн. тонн.
Индикаторы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении N 1. Объемы инвестиций в развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности приведены в приложении N 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей