Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Стратегии и показатели их результативности. Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 (далее - Доктрина), Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р, а также с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания, и ряда ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.
Стратегия призвана создать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Стратегическая цель, стоящая перед пищевой и перерабатывающей промышленностью, заключается в обеспечении гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов.
В Стратегии учитываются сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых агропродовольственных рынках, вступление России во Всемирную торговую организацию и развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность.
В последние годы были приняты следующие документы, связанные с развитием сырьевой базы промышленности:
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа на 2013 - 2020 годы);
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1215-р (далее - Концепция развития внутренней продовольственной помощи);
план мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. N 2028-р.
В целях выполнения комплексного межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года ежегодно осуществляется разработка стандартов в рамках приоритетных направлений обеспечения безопасности и повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе обеспечения безопасности и качества пищевой продукции.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отдельных отраслей промышленности, остается.
Прежде всего это относится к развитию сырьевой базы. Темпы производства сырья животноводческой отрасли не отвечают потребностям пищевой и перерабатывающей промышленности и не способствуют насыщению рынков мясной и молочной продукцией.
Неразвитая инфраструктура продовольственного рынка негативно отражается на формировании справедливых цен на социально значимые виды продовольствия для населения.
С учетом морального и физического износа основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей промышленности их обновление должно осуществляться в ускоренном режиме. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера.
Необходимо отметить следующие существенные преимущества условий функционирования отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в индустриально развитых зарубежных странах по сравнению с их возможностями в России:
высокий технический уровень производства, позволяющий использовать современные достижения научно-технического прогресса;
эффективные меры государственного регулирования и защиты продовольственного рынка;
развитие различных форм объединений организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, отстаивающих их права и интересы на всех уровнях государственной власти и бизнеса;
широкое использование механизмов косвенной государственной поддержки, в том числе внутренней продовольственной помощи.
Все это позволяет развитым странам обеспечить продовольственную безопасность и формировать необходимые ресурсы для экспансии на мировом продовольственном рынке.
Разработка Стратегии базируется на следующих методологических показателях:
доля отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, определенных Доктриной;
рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания и прогнозируемой численности населения Российской Федерации до 2020 года;
перспективные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Динамика развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относятся определяющий спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения, а также вхождение России в мировое экономическое пространство и повышение вероятности рисков, угрожающих устойчивому и динамичному развитию пищевой промышленности со стороны мирового рынка продовольствия.
Необходимо внедрить новые технологии в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе био- и нанотехнологии, позволяющие значительно расширить выработку продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов. Необходимо повысить глубину переработки, вовлечь в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, что позволит увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.
Президентом Российской Федерации поставлена задача в ближайшие 4 - 5 лет полностью обеспечить независимость страны по всем основным видам продовольствия и стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.
В связи с этим к 2020 году необходимо заместить объем импортной продукции на сумму 1,3 трлн. рублей по следующим позициям:
мясо скота и птицы - около 10 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8 процента;
молоко - до 38,2 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9 процента;
овощи - до 16,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3 процента;
плодово-ягодная продукция (без винограда) - до 3,8 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20 процентов;
виноград - до 0,7 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.
В отношении зерна, картофеля, растительного масла и сахара уже достигнут необходимый уровень продовольственной независимости, установленный Доктриной.
Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов и решить основные задачи, определенные Доктриной.
Мировой опыт показывает, что производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе зерна и масличных культур) с высокой добавленной стоимостью является важнейшим направлением развития перерабатывающей промышленности. Помимо существенной экономической выгоды это обеспечит производство целого спектра импортозамещающей продукции (аминокислот, кристаллической глюкозы и др.).
Стратегия предусматривает комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом развития основных направлений сельскохозяйственного производства, развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Для развития пищевой и перерабатывающей промышленности принципиальное значение имеет развитие внутреннего спроса и потребления. Для стимулирования внутреннего спроса и потребления необходимо развитие различных каналов розничного сбыта, то есть развитие многоформатной розничной торговли.
Выделяются приоритеты 2 уровней - среднесрочного и долгосрочного периодов.
Приоритетами среднесрочного периода являются:
развитие сырьевой базы растениеводческой продукции и продукции животноводства;
проведение технического перевооружения организаций пищевой и перерабатывающей промышленности с внедрением современных достижений научно-технического прогресса для снижения энергопотребления, уменьшения вредных выбросов в окружающую среду и повышения доходности и конкурентоспособности вырабатываемой продукции на внутреннем и внешних рынках;
развитие товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка;
в социальной сфере - повышение мотивации к высокопроизводительному труду и сохранение трудовых ресурсов;
в экономической сфере - рост прибыльности организаций пищевой и перерабатывающей промышленности как основное условие перехода к инновационной модели развития;
в институциональной сфере - развитие конкуренции, кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, внедрение новых технических регламентов и стандартов;
в сфере научного и кадрового обеспечения - формирование инновационного ядра промышленности в качестве важнейшего условия.
Приоритетами долгосрочного периода являются:
развитие импортозамещающих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая мясную, молочную, сахарную и рыбную отрасли;
переход пищевой и перерабатывающей промышленности к ресурсосберегающим технологиям, обеспечивающим безотходное производство и производство с минимальным воздействием на экологию;
переработка новых видов сырья, полученных с использованием инновационных биотехнологий;
производство экологически чистых продуктов питания;
экологическая безопасность продовольствия;
наращивание экспорта продовольствия по мере насыщения внутреннего рынка продуктами питания.
В ходе реализации Стратегии будут уточняться прогнозные показатели развития пищевой и перерабатывающей промышленности, а также вноситься корректировки в отдельные ее показатели и экономические механизмы с учетом реально складывающейся ситуации на внутреннем и внешнем рынках.
Основные положения Стратегии входят в качестве целевых установок в Государственную программу на 2013 - 2020 годы. Это позволит придать реализации намеченных мероприятий сбалансированный, целевой и адресный характер, подкрепляемый необходимыми ресурсами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей