4. Совершенствование налогового администрирования
Сохраняют актуальность вопросы совершенствования налогового администрирования.
Предусматривается внести в часть первую Кодекса ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков.
Так, в качестве нового основания для истребования у банков налоговыми органами справок необходимо включить случаи, предусмотренные международными договорами (соглашениями).
Помимо этого в перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) и предусмотреть предоставление банками соответствующих выписок по вкладам (депозитам). В настоящее время указанная информация, важная в том числе для принятия мер по взысканию недоимки, банками в налоговые органы не передается.
В перечень субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых должна быть передана налоговым органам, следует включить физических лиц - в особенности в случаях, когда такая информация требуется зарубежным налоговым органам при наличии соответствующего международного соглашения и запроса.
В настоящий момент информация банками может передаваться только в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации на основании статей 93, 93.1 Кодекса надлежит закрепить выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом.
В настоящее время существует последовательность вручения требования - направление требования по почте допускается только при невозможности использования других способов.
Особое внимание при внесении изменений в законодательство о налогах и сборах надлежит уделять вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок".
В число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке статьи 93.1 Кодекса, должны быть включены лица, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Истребование таких документов производится налоговым органом при проведении налоговых проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Поправки призваны усилить ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки. Наряду с этим следует предоставить налоговым органам право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.
Нуждаются в регламентации некоторые практические вопросы.
Одна из главных причин жалоб на уровень административной нагрузки - это издержки, связанные с представлением заверенных копий документов. Однако налоговый орган не может не использовать механизм истребования документов. В условиях сокращения количества выездных налоговых проверок развитие аналитической составляющей в контрольной работе требует от налоговых органов накопления и использования колоссального объема информации из различных источников, которую необходимо формализовать.
Представляется неизбежным переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый орган всех первичных документов. В этих целях в статью 93 Кодекса вносится изменение, согласно которому под установленными форматами документа понимаются форматы, установленные ФНС России. Запуск электронного документооборота счетов-фактур должен ускорить переход к электронному документообороту иных документов.
Надлежит закрепить срок ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Целесообразно увеличить срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки до одного месяца (в настоящее время 15 дней). Также, месяц, а не 10 дней, должен быть срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок.
Задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Так будет обеспечена реальная налоговая конкуренция - равные условия для всех.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей