Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет особенности подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования к выполнению работ, оказанию услуг и осуществлению процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - обязательные требования).

2. К нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, содержащим обязательные требования, в отношении которых определяются особенности их подготовки, относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, устанавливающие (утверждающие):

федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

требования пожарной безопасности;

требования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

требования в области охраны окружающей среды;

требования охраны атмосферного воздуха, в том числе требования к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух;

требования, правила и нормативы, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами;

требования надежности и безопасности систем и объектов электроэнергетики;

государственные нормативные требования в области охраны труда;

требования к газу, предназначенному для поставки потребителям и транспортировки;

санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы;

ветеринарные нормы и правила, ветеринарно-санитарные требования и нормы;

нормы и правила в области обеспечения карантина растений;

требования в области семеноводства;

требования к обороту партий семян лесных растений, используемых в целях воспроизводства лесов и лесоразведения;

требования к проектированию, построению, эксплуатации, управлению сетями связи или нумерации сетей связи, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, а также к порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;

федеральные авиационные правила;

требования по обеспечению транспортной безопасности;

требования, связанные с безопасностью морского судоходства, судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и торгового мореплавания.

3. Подготовка нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, их государственная регистрация и официальное опубликование осуществляются в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

4. В случае если нормативные правовые акты, которыми признаются утратившими силу нормативные правовые акты, указанные в пункте 2 настоящего Положения, или их отдельные положения, не содержат положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, они могут издаваться федеральными органами исполнительной власти без учета особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Об издании таких нормативных правовых актов федеральный орган исполнительной власти в 3-дневный срок уведомляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

5. В целях недопущения возникновения кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности могут издавать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования. Подготовка таких нормативных актов осуществляется только во исполнение поручений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, содержащих прямое указание на необходимость принятия такого нормативного правового акта и конкретные правовые решения, которые должны быть им предусмотрены, и может осуществляться без учета особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Указанные нормативные правовые акты подлежат применению в течение не более 6 месяцев со дня вступления их в силу. Повторное издание этих нормативных правовых актов не допускается.

Указанные нормативные правовые акты могут быть отменены или изменены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Подготовка проекта нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего обязательные требования (далее - проект акта), предусматривает следующие этапы:

уведомление о подготовке проекта акта, включая проведение публичного обсуждения;

разработка проекта акта и его рассмотрение, включая проведение публичного обсуждения и экспертную оценку;

направление проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложены функции по подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования (далее - разработчик), при подготовке проекта акта должен исходить из необходимости обеспечения соответствия правового регулирования интересам национальной экономики, решаемым задачам или проблемам, необходимости соблюдения баланса государственных, муниципальных и частных интересов, не допускать создания избыточных административных и иных ограничений, запретов и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности (или условий, способствующих их введению), которые могут послужить препятствием для осуществления предпринимательской и иной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей регулирования.