7.1. Общая часть

Школы здоровья для пациентов и лиц с факторами риска - организационная форма обучения (группового консультирования целевых групп населения по проблемам укрепления и сохранения здоровья <1>.

--------------------------------

<1> Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия. Под ред. Вялкова В.И., Органова Р.Г. // М.: Геотар-Медиа, 2000. - 17 с.

Основная Цель обучения пациентов в Школе:

- повышение информированности пациентов об алиментарно-зависимых ФР основных НИЗ,

- формирование активного отношения пациента к своему здоровью, повышение мотивации к снижению избыточной МТ,

- повышение приверженности к диетотерапии и выполнению рекомендаций врача по питанию,

- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за количеством и качеством питания,

- формирование у пациентов практических навыков по составлению диетических меню и контролируемых разгрузочных диет.

Рекомендации для медицинских работников:

Желательно, чтобы врач или средний медицинский работник прошли обучение по организации школ здоровья для пациентов, овладели основами профилактического консультирования.

Для более эффективной работы желательно пользоваться пособиями по проведению занятий (перечень рекомендуемой литературы приведен в приложении 8).

Рекомендуется перед проведением занятия с пациентами ознакомиться с материалом и провести необходимую подготовку к занятию. Можно также использовать материал, приведенный в приложениях 1 - 6 к данным методическим рекомендациям.

Занятия проводятся в группах пациентов по 5 - 10 чел. в структурированной форме. Продолжительность занятия - 60 - 75 минут (допускается до 120 минут), ведется при активном участии пациентов. Необходимо ответить на все вопросы пациентов, чтобы повысить их знание и удовлетворенность полученной информацией для практических их целей. Рекомендуется не менее 2-х занятий с небольшими перерывами (не более 1 недели).

Рекомендуемая структура построения группового консультирования:

- вводная часть - 5 - 7 минут;

- информационная часть (лекционная форма) с сопровождением демонстрационных материалов - общей продолжительностью не более 45 минут за занятие и с чередованием с активными формами. Информационный материал в приложениях 1 - 6 является справочным материалом для медицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессе лечения и оздоровления. Информационный материал не обязательно должен быть весь представлен пациентам во время занятий. Рекомендуется иметь его постоянно на столе во время занятия и при изложении материала стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель;

- активные формы обучения (дискуссия, вопросы - ответы, заполнение вопросников, измерение АД, роста, веса и пр.) - по 10 - 15 минут с максимально активным вовлечением пациентов. Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни, чтобы наиболее эффективно контролировать состояние своего здоровья и повысить активность участия пациента в сохранении своего здоровья;

- закрепление усвоенного материала - повторение основных положений и рекомендаций в форме "обратной связи", с участием пациентов. Закрепление усвоенного материала достигается частым повторением уже пройденного материала с целью ориентации пациента на длительное, а лучше пожизненное следование рекомендациям врачей по оптимизации питания и коррекции алиментарно-зависимых факторов риска;

- заключительная часть занятия - оценка пациентами важности полученных знаний и составление планов на последующие тактики по контролю массы тела и состояния здоровья (дневник питания, самоконтроль и пр.). Проводится с целью выяснения и ответа на дополнительные вопросы и заданий на дом.