Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

"МУК 4.3.2499-09. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации. Изменения и дополнение 1 К МУК 4.3.2231-07. Методические указания" (утв. Роспотребнадзором 23.04.2009)

Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

23 апреля 2009 года

Дата введения -

20 июля 2009 года

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ОЦЕНКА

АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ 1 К МУК 4.3.2231-07

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МУК 4.3.2499-09

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены"; Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН; Министерством транспорта Российской Федерации; ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации.

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 24 марта 2009 г. N 1).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 2009 г.

4. Введены в действие с 20 июля 2009 г.

Внести изменения в МУК 4.3.2231-07:

1. В раздел 3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете за оцениваемый период летной работы:

пункт 3.4, абзац 1, изложить в следующей редакции:

"3.4. Эквивалентный уровень звука L , дБА, рассчитывают по формуле:

Aeq,T

0,1L

1 n Aeq,Ti

L = 10lg (----- SUM T х 10 ), (1)

Aeq,T T i=1 i

norm

где:

L - эквивалентный уровень звука в интервале T (час.);

Aeq,Ti i

Т - норма полетного времени в соответствии с Прилож. 7 (час.);

norm

T - продолжительность оцениваемого периода полета (час.);

i

i = 1, 2,... n, где n - номер интервала".

2. Пункт 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с Прилож. 5".

3. Изложить прилож. 6 в следующей редакции:

Приложение 6

ПРИМЕР

ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ

ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"

Иванов Иван Иванович

1. Работник _______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1952 год

1.1. Год рождения _________________________________________________________

ОАО "КДА авиалинии"

2. Наименование предприятия (работодателя) ________________________________

123456, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, к. 37, Москва, аэропорт

___________________________________________________________________________

Быково

___________________________________________________________________________

(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,

ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789

___________________________________________________________________________

форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)

___________________________________________________________________________

л/о N 36

2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) _______________

воздушных судов Ту-154

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2 пилот ВС Ту-154

3. Профессия или должность работника ______________________________________

___________________________________________________________________________

(по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)

29 лет

3.1. Общий стаж работы ____________________________________________________

работал пилотом 27 лет

3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) ___________________________

___________________________________________________________________________

3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ и

15000 ч

неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ___________________

___________________________________________________________________________

В 1978 г. после

3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) _____________________

окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983 г.

___________________________________________________________________________

переведен на должность 2 пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность

___________________________________________________________________________

2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Таблица

ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)

ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА

┌───────┬─────────┬──────┬──────────┬────────┬──────────┬──────┬───────────┬──────┬──────┐

│ Год и │ Тип ВС │Уровни│Тип приме-│Акусти- │Фактиче- │Уровни│Уровни зву-│Lэкв │Превы-│

│ месяц │ │звука │няемой АГ │ческая │ское поле-│звука │ка при ак- │(дБА) │шение │

│работы │ │ в │ │эффек- │тное время│ с │тивном про-│ │нормы │

│ ГА │ │кабине│ │тивность│за месяц │учетом│слушивании │ │(дБА) │

│ │ │ ВС │ │АГ (дБА)├────┬─────┤ АГ │радиоэфира │ │ │

│ │ │(дБА) │ │ │ ч │мин. │(дБА) │(дБА) │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│1980 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│январь │Ан-2 │102 │АГ-2 │0,85 │52 │23 │102,85│114,85 │107,75│27,75 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│февраль│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│март │Ан-24 │92 │ГСШ-С12А │-4,22 │69 │58 │87,78 │99,78 │95,49 │15,49 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│1981 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│январь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│февраль│Ан-2 │102 │ГСШ-А-18 │-10,02 │52 │23 │91,98 │103,98 │96,88 │16,88 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│март │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│апрель │Ан-24 │92 │ГСШ-А-18 │-10,02 │69 │58 │81,98 │93,98 │89,69 │9,69 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│май │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│1993 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│январь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│февраль│Ту-154 │84 │ГСШ-А-18 │-10,02 │75 │57 │73,98 │85,98 │81,69 │1,69 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│март │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│апрель │Ту-154 М │77 │ГСШ-А-18 │-10,02 │65 │59 │66,98 │78,98 │74,07 │-5,93 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│май │Ил-96-300│77 │ГСШ-А-18 Э│-6,02 │65 │59 │70,98 │82,98 │78,69 │-1,31 │

├───────┼─────────┼──────┼──────────┼────────┼────┼─────┼──────┼───────────┼──────┼──────┤

│июнь │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└───────┴─────────┴──────┴──────────┴────────┴────┴─────┴──────┴───────────┴──────┴──────┘

Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной акустической

нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за

анализируемый период летной работы выполнил _______________________________

___________________________________________________________________________

(должность, наименование отдела, отделения)

Петров Петр Петрович

подпись _________________ _________________________________________

(Ф., И., О. полностью)

3

Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в _ экз.

С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:

Работодатель Работник (доверенное лицо)

С.С. Сидоров И.И. Иванов

"__" ________ 2009 г. "__" _________ 2009 г.

М.П.

4. Дополнить прилож. 7 в следующей редакции:

Приложение 7

┌────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Тип ВС │ Норма летного времени (ч) │ Норма полетного времени (ч) │

│ ├─────────────┬───────────────────┬───────────────────────┼────────────────────┬──────────────────┤

│ │ 1980 г. │ 1990 г. │ 1992 г. │ 1993 г. │ 2006 г. │

│ ├─────────────┼───────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤

│ │ МГА СССР │ МГА СССР │ Отраслевое тарифное │ ПостановлениеПриказ

│ │ Положение о │ Указание │ соглашение между │ Минтруда России │ Минтранса РФ │

│ │ рабочем │ от 7 августа │ Правительством │ от 25 июня 1993 │ от 21 ноября │

│ │ времени и │ 1990 г. N 369/у │ Российской Федерации, │ г. N 124 │ 2005 г. N 139 │

│ │ времени │ О введении │ Департаментом │ Об утверждении │ Об утверждении │

│ │ отдыха │ в действие │ воздушного транспорта │Временного положения│ положения об │

│ │ работников │ рекомендованных │Министерства транспорта│ о рабочем времени │ особенностях │

│ │ гражданской │ нормативов режима │ Российской Федерации, │ и времени отдыха │ режима рабочего │

│ │ авиации │ труда и отдыха │ Советом Федерации │ членов экипажей │ времени и времени│

│ │ (вводится в │ членов экипажей │профсоюзов авиационных │ воздушных судов │ отдыха членов │

│ │действие с 1 │ воздушных судов │работников России и ЦС │ гражданской авиации│экипажей воздушных│

│ │июня 1980 г.)│гражданской авиации│ профсоюза летного │Российской Федерации│ судов гражданской│

│ │от 4 февраля │ │ состава Российской │ │авиации Российской│

│ │1980 г. N 2/И│ │ Федерации на 1992 г. │ │ Федерации │

├────────┼───────┬─────┼─────────┬─────────┼───────────┬───────────┼───────────┬────────┼─────────┬────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│ │в месяц│в год│ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │ в месяц │ в год │

├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤

│ Самолеты с ТРД │

├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤

│Ту-104 │70 │700 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ту-124 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ту-134 А│70 │700 │70 │700 │70 │700 │77 │770 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ту-154 М│- │- │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ту-154 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ту-144 │50 │300 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-62 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │74 │740 │80 │800 │

│(Ил-62 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│М) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-76 Т │80 │800 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-76 ТД│80 │800 │70 │700 │70 │700 │76 │760 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-86 │60 │600 │60 │600 │60 │600 │66 │660 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-96- │- │- │- │- │- │- │66 │660 │80 │800 │

│300 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Як-40 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Як-42 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │78 │780 │80 │800 │

├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤

│ Самолеты с ТВД │

├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤

│Ту-114 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ил-18 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │75 │750 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-3 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-12 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │75 │750 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-24 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-26 │80 │800 │70 │700 │60 │600 │67 │670 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-30 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │79 │790 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-28 │70 │700 │60 │600 │60 │600 │68 │680 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-74 │- │- │- │- │70 │700 │76 │760 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Л-410 │70 │700 │60 │600 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Л-410 │- │- │60 │600 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │

│УВП Э │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤

│ Самолеты с поршневыми двигателями │

├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤

│Ил-14 │100 │1000 │80 │800 │80 │800 │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-2 │100 │1000 │80 │800 │80 │800 │80 │800 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ан-14 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Як-18 Т │80 │800 │80 │800 │80 │800 │75 │750 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ли-2 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

│(ДС-3) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┤

│ Вертолеты │

├────────┬───────┬─────┬─────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬────────┤

│Ми-1 │80 │800 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-2 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-2 СХ │70 │700 │70 │700 │50 │500 │55 │550 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-4 │80 │800 │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-6 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-8 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │77 │770 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-10 К │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ми-26 Т │- │- │60 │600 │60 │600 │66 │660 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ка-26 │80 │800 │70 │700 │70 │700 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Ка-32 │- │- │70 │700 │60 │600 │70 │700 │80 │800 │

├────────┼───────┼─────┼─────────┼─────────┼───────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼────────┤

│В-3 │- │- │- │- │- │- │- │- │80 │800 │

└────────┴───────┴─────┴─────────┴─────────┴───────────┴───────────┴───────────┴────────┴─────────┴────────┘

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12%.