5.5. Входной радиационный контроль с использованием поисковых приборов

5.5. Входной радиационный контроль с использованием

поисковых приборов

Использование специализированных поисковых приборов позволяет значительно облегчить и ускорить проведение входного радиационного контроля, т.к. все необходимые расчеты, включая измерение и запоминание параметров фона, расчет величины контрольного уровня, а также сравнение с ним измеряемой величины они проводят автоматически. Такие приборы позволяют оперативно и с высокой достоверностью находить точки, в которых измеренная величина на заданное число среднеквадратичных отклонений превосходит фоновую, т.е. превышает контрольный уровень, равный:

00000022.wmz, где (5.5)

00000023.wmz - среднеквадратичное отклонение фонового значения.

В рассматриваемом случае входного радиационного контроля устанавливают l = 2. Рассмотрим порядок действий при использовании для входного радиационного контроля одного из наиболее удобных приборов такого типа измерителя-сигнализатора поискового ИСП-РМ1701, который позволяет задавать параметр l от 1 до 7, имеет звуковую сигнализацию превышения контрольного уровня и цифровую индикацию результатов измерений.

Перед началом контроля на контрольной площадке включают прибор, который после окончания самотестирования (около 8 секунд) автоматически переходит в режим калибровки по уровню фона (36 секунд). При этом, датчик прибора должен быть расположен на высоте 1 м над поверхностью земли в центре контрольной площадки на вытянутой в сторону, раскрытой на всю длину телескопической штанге. По окончании калибровки по уровню фона прибор автоматически переходит в режим поиска и готов к работе.

Помещают транспортное средство с металлоломом (отдельный фрагмент металлолома) на контрольную площадку, устанавливают значение l = 2 и проводят измерения вдоль его наружных поверхностей по линиям, параллельным поверхности земли на расстоянии 0,5 м друг от друга. Для этого с помощью штанги перемещают датчик прибора вдоль каждой линии на расстоянии не более 10 см от поверхности обследуемого транспортного средства со скоростью не более 0,2 м/с. При уверенном срабатывании звуковой сигнализации прибора (более одного звукового сигнала в секунду) производят сканирование поверхности в зоне обнаруженной точки, по результатам которого оконтуривают зону превышения контрольного уровня. Затем по максимальной частоте следования звуковых сигналов определяют точку максимума и фиксируют показания прибора в ней. Выявленные зоны превышения контрольного уровня и точки максимума на внешних стенках транспортного средства маркируют и наносят на схему. По результатам контроля составляют протокол радиационного контроля, к которому прикладывают вышеупомянутую схему и таблицу результатов измерений в точках максимума, информируют орган госсанэпиднадзора и дальнейшие действия производят под его контролем. При отсутствии уверенных срабатываний прибора (возможны редкие нерегулярные ложные срабатывания) металлолом может быть принят.