VI. Формирование и реализация политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества

VI. Формирование и реализация

политики Российской Федерации в сфере международного

культурно-гуманитарного сотрудничества

Политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными целевыми программами в сфере культуры и образования.

Президент Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и осуществляет руководство политикой в этой области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества на основе Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, рассматривает наиболее важные вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами.

Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, являются профильные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные и общественные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации курса Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России осуществляет координацию деятельности в данной области заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации". Практические вопросы координации политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества рассматриваются учрежденной под эгидой МИД России межведомственной рабочей группой по международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.

К числу функций МИД России относится также выработка приоритетов политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, разработка во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, исходя из их компетенции, проектов межправительственных договоренностей о культурно-гуманитарном сотрудничестве, участие в реализации действующих соглашений. МИД России осуществляет экспертизу проектов соглашений межведомственного и регионального характера, контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации, за реализацией предполагаемых федеральных целевых программ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. МИД России оказывает в рамках своих полномочий и возможностей консультативную и практическую помощь профильным государственным учреждениям в данной области.

Международно-правовую основу международного культурно-гуманитарного сотрудничества России составляют международные договоры Российской Федерации. Порядок их заключения, выполнения и прекращения определяется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы и подлежат выполнению всеми государственными и негосударственными участниками культурных обменов.

Важным инструментом проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и согласования межгосударственного взаимодействия в данной области являются смешанные комиссии, создаваемые на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран в соответствии с международными договорами, касающимися вопросов международного культурно-гуманитарного сотрудничества. В функции смешанных комиссий входит подготовка обзоров выполнения действующих правовых документов, выработка новых договоренностей и рассмотрение хода реализации согласованных обменов в сфере культуры. Отдельные группы по взаимодействию в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества создаются также в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству с зарубежными странами.

Особая роль в деле проведения политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит загранучреждениям МИД России. Эффективность работы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на данном направлении во многом определяет объем и формы культурного присутствия России в соответствующих государствах.

Значительная роль в деле практической реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества принадлежит Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и его представительствам - российским центрам науки и культуры за рубежом. Следует вести линию на расширение сети таких центров, прежде всего в странах СНГ, совершенствование правовых и организационных условий их деятельности, повышение эффективности работы.

В процессе реализации политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества соответствующие федеральные органы исполнительной власти на постоянной основе взаимодействуют с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, политическими партиями, неправительственными организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следует активнее использовать возможности сотрудничества с академическим сообществом, творческими союзами, деятелями культуры, науки, образования, спортивных кругов. Представители российской и зарубежной общественности, внесшие наиболее весомый вклад в популяризацию российской культуры и русского языка, должны активно поощряться.

Реализация политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества требует адекватного ресурсного обеспечения. Для решения соответствующих задач необходимо задействовать все имеющиеся в распоряжении государства финансово-экономические механизмы. При этом шире должны привлекаться внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства на добровольной основе.

Настоящая концепция служит основой для разработки федеральных целевых программ, направленных на укрепление международного авторитета России, формирование объективного и благоприятного образа нашей страны, обеспечение ее долгосрочных интересов.