Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2012 N АКПИ12-523 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании в части недействующим подпункта "б" пункта 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.А. о признании в части недействующим подпункта "б" пункта 17 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
подпунктом "б" пункта 17 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) определены в зависимости от выслуги лет размеры пособия, выплачиваемого единовременно лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья.
Ш.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, уточненным в судебном заседании, о признании недействующим подпункта "б" пункта 17 Постановления в части, предусматривающей выплату единовременного пособия при выслуге менее 10 календарных лет в размере пяти месячных окладов, считая этот пункт в оспариваемой части противоречащим статьям 178, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушающим его право на получение надлежащей компенсации при увольнении по сокращению штатов. Заявитель указал, что с декабря 2001 г. по октябрь 2011 г. работал на различных должностях в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, при увольнении ему было начислено единовременное пособие из расчета выслуги 9 лет 10 месяцев 12 дней в размере пяти месячных окладов денежного содержания, что значительно меньше размера денежной компенсации, выплачиваемой исходя из среднемесячного заработка в соответствии с названным Кодексом работникам, уволенным по такому же основанию.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющие по поручению от 6 апреля 2012 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в своих возражениях указали на то, что отношения между сотрудником федеральной противопожарной службы и представителем нанимателя оформляются не трудовым договором, а индивидуальным контрактом, заключаемым в соответствии со специальными нормами, регулирующими прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава, на которых действие норм трудового права не распространяется.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя Ш.Л., поддержавших доводы заявления, возражения представителей заинтересованного лица Е., К. и С., оценив оспариваемую норму по форме, содержанию и компетенции издавшего ее нормотворческого органа, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для вывода о незаконности оспариваемой нормы.
Согласно части первой статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники), военнослужащих федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
Часть третья той же статьи дифференцирует правовое положение указанных категорий субъектов трудовых отношений, распространяя на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а на работников Государственной противопожарной службы - права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В отношении сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы на основании части первой статьи 8 названного Федерального закона применяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, исходя из приведенных законоположений во взаимосвязи с частью восьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы. В связи с этим ссылки заявителя в подтверждение своих требований на нормы данного Кодекса лишены правовых оснований.
Оспариваемое в части Постановление принято высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в развитие положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечением лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривающей, что лицам, указанным в статье 1 этого Закона (к ним относятся и лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в Государственной противопожарной службе), уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Подпункт "б" пункта 17 Постановления, определяющий с учетом выслуги лет и месячного оклада размеры единовременного пособия, выплачиваемого в частности уволенным со службы по сокращению штатов лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, по своему содержанию федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя, гарантированных федеральным законом, не нарушает.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Ш.А. о признании в части недействующим подпункта "б" пункта 17 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей