Основные принципы организации информирования населения по вопросам рисков, связанных с аномальной жарой

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С АНОМАЛЬНОЙ ЖАРОЙ <*>

--------------------------------

<*> Источник: по материалам WHO Regional Office of Europe (2005), Health and climate change: the now and how - a policy action guide. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe (http://www.euro.who.int/document/E37872.pdf, по состоянию на 28 марта 2008).

- Доверие;

Первостепенная задача информирования, взаимодействия с населением в кризисной ситуации во время аномальной жары состоит в том, чтобы создать, поддержать или восстановить атмосферу доверия.

- Своевременность обращения к населению:

Ростки доверия зачастую закладываются с первого официального обращения к населению. От его своевременности, откровенности и полноты нередко зависит успех всей коммуникационной кампании.

- Прозрачность:

Поддержание общественного доверия требует информационной открытости, или "прозрачности" (сообщения должны быть откровенными, доходчивыми, полными и фактически достоверными). Прозрачность - это характер взаимоотношений между теми, кто осуществляет мероприятия, и остальной частью общества. Она позволяет населению "видеть", как производятся сбор информации, оценка риска и принятие решений, связанных с управлением чрезвычайной ситуацией.

- Понимание общественных настроений:

Эффективность коммуникаций напрямую зависит от уровня понимания общественных настроений и установок. Без нацеленного обращения к существующим в обществе стереотипам изменить их, как правило, трудно. И практически невозможно разработать сообщения, которые смогли бы успешно заполнить информационную брешь между экспертным сообществом и населением, не имея четкого представления о том, что люди думают по тому или иному поводу. Раньше процесс коммуникаций сводился просто к информированию населения о принятых технических решениях (так называемая стратегия "решить и сообщить"). Сейчас специалисты считают, что в кризисных ситуациях коммуникации - это всегда диалог. Задача специалиста по коммуникациям - разобраться в настроениях и убеждениях общества, а также оценить уровень знаний населения относительно конкретных факторов, угрожающих здоровью.

Процесс решения этой задачи иногда называют "коммуникационным надзором". Не следует сбрасывать со счетов опасения людей, даже если они выглядят необоснованными.

Что может сделать сам человек? Сообщения в процессе коммуникации по вопросам рисков должны включать сведения о том, как люди могут обезопасить себя и своих близких. В начале летнего сезона необходимо согласовать со СМИ, какими будут основные обращения к населению по поводу того, что сами люди или медицинские работники должны сделать для того, чтобы избежать пагубных для здоровья последствий воздействия аномальной жары. После обнародования предупреждения о наступлении аномальной жары эти обращения можно регулярно повторять по всем каналам.

Содержание конкретных медицинских и поведенческих рекомендаций может быть разным в зависимости от принятых стратегий системы здравоохранения и культурных традиций страны. Исследователи подчеркивают, что для охвата категорий населения, подвергающихся наиболее высокому риску, пассивного распространения рекомендаций может оказаться недостаточно, поэтому они предлагают последовать примеру ряда европейских стран, которые объединяют и укрепляют процессы активного выявления и оказания помощи людям из групп риска. Чтобы обеспечить оказание им необходимых услуг, может быть полезно объединить планы подготовки к разным видам чрезвычайных ситуаций в единый общенациональный план действий в чрезвычайных ситуациях.