Последствия воздействия жаркой погоды и аномальной жары на здоровье населения зависят от уровня воздействия (частоты, интенсивности и продолжительности), численности группы населения, подвергающегося такому воздействию, и чувствительности этой группы. Аномальная жара и зной могут быть причиной смерти людей или могут вызвать обострение имеющихся заболеваний. Последствия воздействия аномальной жары на здоровье могут проявиться во всех возрастных группах и в результате целого ряда факторов, но есть определенные категории людей, которые подвержены более высокому риску заболеваемости и смертности, обусловленных жарой. Степень риска зависит от индивидуальных особенностей, интенсивности воздействия аномальной жары, а также приспособляемости организма к жарким погодным условиям.
Как правило, негативное воздействие жаркой погоды и даже аномальной жары на здоровье можно предотвратить. Для этого необходим целый комплекс мер на различных уровнях, включая обеспечение хорошо отлаженной координации действий системы здравоохранения, социальных служб и метеорологической системы раннего предупреждения, своевременное распространение рекомендаций о мерах профилактики и защиты, а также совершенствование городского планирования и жилищного строительства. Все эти меры целесообразно объединить в специальный план действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары (далее - ПДЗЖ). Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться при планировании и реализации мер реагирования в условиях аномальной жары; в основном они выведены из общих принципов реагирования на чрезвычайные ситуации.
Использование существующих механизмов и применение обычных мер реагирования на чрезвычайные ситуации. Многие подходы к планированию и реализации мер реагирования в условиях аномальной жары опираются на общие модели планирования действий в чрезвычайных ситуациях. Как правило, создание новых систем сопряжено с риском упустить из виду те уроки, которые были извлечены в другое время и в других обстоятельствах, поэтому зачастую в кризисных ситуациях лучше работают уже апробированные и отработанные механизмы управления и контроля. Поэтому на этапах планирования и реализации ответных мер в условиях аномальной жары рекомендуется использовать существующие местные, региональные и общенациональные механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации.
Обеспечение долгосрочного подхода. Недостаточно просто отреагировать на чрезвычайную ситуацию; важно создать долгосрочную основу для предотвращения ее негативных последствий в будущем и обеспечить подготовленность к ней. В отношении аномальной жары разработан ряд серьезных долгосрочных мер, направленных на сокращение масштабов воздействия изменения климата, а также мер по смягчению его влияния путем внесения соответствующих изменений в антропогенную среду. Обе категории этих мер включены в настоящий план.
Решение проблемы в комплексе. Практически все планы действий в чрезвычайных ситуациях предполагают необходимость межведомственного (межсекторального) подхода, и случай аномальной жары не является исключением. Несмотря на то, что многие из необходимых мер относятся к компетенции сектора здравоохранения и социальной защиты, важнейшим фактором успеха здесь является активное вовлечение в процесс других ведомств.
Обеспечение эффективного информирования населения. Эффективность любого плана действий зависит от способности организаторов и лиц, ответственных за его реализацию, донести до целевой аудитории (и особенно до категорий населения, подвергающихся наиболее высокому риску) своевременную, полезную, понятную, непротиворечивую и достоверную информацию. К сожалению, известно немало примеров, когда ненадлежащая организация информационного процесса приводила к задержке принятия необходимых мер, подрыву доверия со стороны населения и невыполнению им соответствующих рекомендаций, что, в свою очередь, влекло дополнительные негативные последствия.
Принимаемые в условиях аномальной жары меры не должны усугублять проблему изменения климата. Это один из очень важных принципов, который относится именно к ситуации аномальной жары. Казалось бы, в таких обстоятельствах очевидным решением является повсеместное использование кондиционеров, и нет сомнения, что для уязвимых групп населения это действительно может быть средством защиты. Однако следует учитывать, что кондиционирование воздуха является энергоемкой технологией и влечет дополнительные выбросы парниковых газов, в то время как существует множество других, менее энергоемких способов приспособления окружающей среды и зданий к условиям жары и защиты людей от нее.
Оценка результатов. Это один из ключевых принципов организации помощи населению в условиях аномальной жары. В разделе, посвященном этому вопросу, говорится о том, почему трудно оценить эффективность и правильность ПДЗЖ. Но если этого не делать, то невозможно ни добиться улучшения этих планов, ни извлечь уроков из опыта прошлых лет.
Существующие ПДЗЖ и имеющиеся материалы по этой тематике позволяют заключить, что основными факторами успеха в реализации таких планов являются:
принятие решения о головном учреждении (которое должно заниматься координацией многоцелевого механизма сотрудничества между органами и учреждениями и руководить принятием ответных мер в случае возникновения чрезвычайной ситуации);
создание системы достоверного и своевременного оповещения (системы оперативного оповещения о необходимости защиты здоровья от жары, включая экстренные оповещения, определение критериев для принятия мер и оповещения о рисках);
план информирования населения о воздействии жары на здоровье (какая информация распространяется, для кого и когда);
уменьшение воздействия жары в закрытых помещениях (среднесрочные и краткосрочные стратегии) (рекомендации, касающиеся методов поддержания прохладной температуры в помещении во время жары);
оказание специальной помощи уязвимым группам населения;
обеспечение готовности системы здравоохранения и органов социальной защиты (планирование и обучение кадров, надлежащее медицинское обслуживание и инфраструктура);
долгосрочное городское планирование (предполагающее такой подход к проектированию зданий и сооружений и проведение такой энергетической и транспортной политики, которые в итоге должны обеспечить уменьшение воздействия жары);
надзор и оценка в режиме реального времени.
Последовательность этих элементов не обязательно должна быть именно такой, хотя одна их часть в большей степени касается планирования, а другая - реализации. Реализацию этого плана и его элементов можно рассматривать в виде следующего цикла:
разработка и составление долгосрочного плана;
подготовительные мероприятия, проводимые до наступления летнего периода (до лета);
профилактические мероприятия, проводимые в летний период (летом);
специальные меры, предпринимаемые в период аномальной жары;
Содержащиеся в данном Руководстве рекомендации разработаны в виде предложений, которые необходимо внимательно изучить и проработать на предмет их практической осуществимости и применимости на общенациональном или региональном уровнях и, возможно, скорректировать с учетом местных особенностей. В главе 1 говорится о важности разработки ПДЗЖ. В главе 2 авторы переходят к описанию физиологического воздействия жары на здоровье, объясняют, какие группы населения подвергаются наиболее высокому риску в этой связи, и описывают взаимосвязь жары с загрязнением атмосферного воздуха. В главе 3 приведены характеристики общего ПДЗЖ и более подробно описаны его ключевые элементы. Каждый из этих ключевых элементов проиллюстрирован конкретными примерами из опыта европейских стран. В Приложении приведена более подробная информация об основных положениях, которые необходимо донести до целевой аудитории, а также медико-санитарные рекомендации и методы лечения. В тексте данной публикации встречаются ссылки на главы монографии "Preparedness and response to heat-waves in Europe, from evidence to action. Public health response to extreme weather events" (Подготовленность Европы к условиям аномальной жары и организация ответных мер: от фактов к действиям. Ответные меры общественного здравоохранения в условиях экстремальных погодных явлений), которая составлена по результатам работы проекта EuroHEAT и скоро выйдет из печати (будет опубликована Европейским региональным бюро ВОЗ). В этой монографии подробно изложены технические справочные данные, являющиеся результатом работы ряда проектных групп EuroHEAT (включая научную литературу и результаты исследований).
Более подробную информацию по этим вопросам можно найти на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ по адресу http://www.euro.who.int/globalchange.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей