5. Общие положения

5.1. Для предотвращения превышения предела дозы техногенного облучения населения, подвергающегося облучению от нескольких радиационных объектов, устанавливаются квоты на облучение населения. Сумма квот от различных источников излучения не должна превышать дозового предела облучения населения, установленного НРБ-99/2009.

5.2. Значение квоты рассматривается как верхняя граница возможного облучения населения от радиационных факторов при оптимизации радиационной защиты населения в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта. В качестве нижней границы дозы облучения от отдельного радиационного фактора при оптимизации радиационной защиты населения в режиме нормальной эксплуатации радиационного объекта принимается минимально значимая доза, равная 10 мкЗв в год.

5.3. В проекте зон наблюдения радиационного объекта (далее - ЗН) I категории определяются ее размер и границы. По следующим критериям проводится анализ хозяйственной деятельности для определения основных путей облучения населения, проживающего и работающего в ЗН:

- Устанавливается количество населенных пунктов (далее - НП) и мест организованного пребывания населения вне территории НП, находящихся в ЗН, их расположение относительно радиационного объекта.

- Численность жителей в НП, характер их занятий.

- Наличие и расположение объектов сельскохозяйственного производства, включая личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) и садово-огородные участки. Виды сельскохозяйственной продукции, производимой на территории ЗН, включая продукцию, произведенную в личных подсобных хозяйствах и на садово-огородных участках.

- Наличие и расположение водоемов, которые используются для хозяйственно-питьевых, культурно-бытовых нужд, полива и иных целей.

- Рацион питания населения ЗН с учетом национальных особенностей.

- Тип водоснабжения населения ЗН.

- Типы жилищ в НП зоны наблюдения. Данная информация необходима при расчете доз внешнего облучения населения для оценки коэффициентов экранирования внешнего излучения зданиями.

На основании вышеуказанной информации устанавливается объем, периодичность и приборно-методическое обеспечение радиационного контроля, проводимого в ЗН.

5.4. Радиационный контроль на территории ЗН должен осуществляться службами радиационной безопасности организации, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Радиационный контроль в ЗН должен обеспечивать получение достоверной информации о параметрах радиационной обстановки, позволяющей принять решения, направленные на снижение уровня облучения людей, как при нормальной эксплуатации радиационного объекта, так и в случае аварии.

5.5. Согласно настоящим МР оценка доз облучения населения, проживающего в ЗН радиационных объектов, производится как для нормальных условий эксплуатации радиационных объектов, так и для аварийных ситуаций.

5.6. В случае нормальных условий эксплуатации радиационного объекта оценка доз облучения населения осуществляется с целью:

- их сравнения с дозовой квотой облучения населения зоны наблюдения в случае одного техногенного источника или с пределом дозы в случае нескольких источников;

- выявления изменений и прогнозирования уровней облучения населения зоны наблюдения.

5.7. В случае возникновения аварийной ситуации положения МР предназначены для использования в системе аварийного реагирования органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они устанавливают способы интерпретации результатов измерений и алгоритмы оценки прогнозируемых доз внешнего и внутреннего облучения населения в отсутствии мер радиационной защиты в краткосрочной перспективе. Результаты измерений и основанные на них прогнозные оценки доз облучения населения за 1-ый месяц и за 1-ый год после аварии в отсутствии мер радиационной защиты должны, наряду с данными измерений других ведомств, использоваться:

- для радиологического обоснования введения защитных мероприятий на промежуточной фазе аварии (п. 6.4 НРБ-99/2009);

- для реконструкции доз облучения населения, проживающего в зоне наблюдения.

5.8. Исходными данными для выполнения расчетов доз являются концентрации радионуклидов техногенного происхождения в объектах внешней среды, продуктах питания и природных пищевых продуктах, а также мощности доз гамма-излучения в НП и его ареале. Иными словами, оценка дозы, главным образом, основывается на результатах радиационного мониторинга в местах проживания и хозяйственной деятельности населения, а не на результатах радиационного мониторинга за источником техногенного излучения.

5.9. Для идентификации возможных путей облучения человека рассматривается радиоактивное загрязнение среды его обитания путем выброса радионуклидов в атмосферу или сброса в поверхностные воды.

Радиоактивные вещества, выброшенные в атмосферу, распространяются в дальнейшем ветровым потоком от точки выброса на значительные расстояния, перемешиваясь и осаждаясь на подстилающую поверхность в соответствии с атмосферными процессами. Концентрация радиоактивной примеси в приземном слое воздуха является исходным параметром, определяющим ингаляционное поступление радионуклидов в организм человека и последующее внутреннее облучение, а также внешнее облучение человека от радиоактивного облака. Поверхностное радиоактивное загрязнение почвы и водных объектов является исходным звеном в дальнейшей цепочке путей облучения человека, - внешнего облучения от подстилающей поверхности, внутреннего облучения от прямого и вторичного (ресуспензия) загрязнения растительности, а также за счет корневого поступления радионуклидов в растения. Кроме того, радионуклиды могут поступать в пищевую цепочку в результате полива сельскохозяйственных угодий или личных огородов загрязненной водой (рис. 1а).

Радионуклиды могут поступать в реки и озера либо непосредственно от атмосферных выпадений, либо в результате их смыва с загрязненной почвы, либо от их прямого сброса в реки или озера. В любом случае водные объекты будут являться потенциальным источником как внешнего, так и внутреннего облучения человека. Внешнее облучение будет обусловлено радиоактивным загрязнением воды и берегов водоемов, а внутреннее облучение будет возникать за счет поступления радионуклидов в организм человека с питьевой водой и по водной пищевой цепочке. Доза внешнего облучения человека будет определяться концентрацией радионуклидов в воде. Доза внутреннего облучения определяется концентрацией радионуклидов и потребляемым количеством питьевой воды и продуктов водной пищевой цепочки (рис. 1б).

5.10. Согласно настоящим МР определяется средняя эффективная доза E техногенного облучения у представителей выбранной группы жителей НП (критическая группа жителей, все жители НП, расположенного в зоне наблюдения), как сумма дозы внешнего Eext и внутреннего Eint облучения:

E = Eext + Eint (5.1)

Доза внешнего облучения соответствует ее величине, накопленной в течение выбранного промежутка времени (месяц, год). Доза внутреннего облучения, обусловленная поступлением радионуклидов техногенного происхождения с пищевыми продуктами и вдыхаемым воздухом в течение выбранного промежутка времени (месяц, год), рассматривается как ожидаемая в предстоящие 50 лет для взрослых и от момента поступления до возраста 70 лет для детей.

5.11. Базовой административной структурой для оценки дозы является отдельный НП с окружающим его ареалом. Под ареалом понимается прилегающая к НП территория, на которой население ведет хозяйственную деятельность (огороды, поля, покосы и т.п.) или проводит свободное время (берег реки, озера, лес и т.п.). В настоящем документе используется следующая градация НП:

- село: НП с числом жителей не более 10 тысяч человек, в котором большинство домов одноэтажные с ЛПХ;

- поселок городского типа (далее - ПГТ): НП с числом жителей не более 100 тысяч человек, в котором наряду с одноэтажными имеются многоэтажные дома без ЛПХ и значительная часть пищевых продуктов приобретается в торговой сети;

- город: НП с числом жителей более 100 тысяч человек, в котором большая их часть проживает в многоэтажных домах без ЛПХ, приобретает пищевые продукты в торговой сети и большая часть улиц и дорог имеет твердое покрытие.

Процесс Загрязняемая Путь Условия Доза

Источник радиоактивного среда облучения жизни

загрязнения

┌─────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────┐ ┌──────────┐

│Выброс в ├─>│ Перенос │ │Радиоактивное├─> │Ингаляция├─>│ Режимы │

│атмосферу│ │радиоактивной├──┤ загрязнение │ └─────────┘ │поведения,│

└─────────┘ │ примеси │ │ воздуха ├┐ ┌─────────┐ │ защитные │

└──────┬──────┘ └─────────────┘└>│ Внешнее ├──>│ факторы │

│ /\ ┌>│облучение│ └──────────┘

\/ │ │ └─────────┘ \

┌─────────────┐ ┌──────┴────┐ │ \

│ Осаждение ├─>│ Почва ├───┘ \/

│радиоактивной│ └─┬─────────┘ ┌───────┐

│ примеси │ \/ /\ │Человек│

└────────────┬┘ ┌────────┴─────┐ └───────┘

└──>│Растительность├┐ /\

└─────────┬────┘│ ┌──────────┐ ┌────────┴──┐

│ └>│Внутреннее├─>│Потребление│

┌───┴────┐┌>│ облучение│ │ продуктов │

│Животные├┘ └──────────┘ └───────────┘

└────────┘

а)

┌─────────┐ ┌──────┐ ┌──────────┐

┌───────>│ Перенос ├─────>│ Вода ├───────────>│Внутреннее├───┐

│ │ с водой │ └─────┬┤ │ облучение│ │

│ └──────┬──┘ / ││ └──────────┘ │

│ /\ │ \/ │└─────────────────┐ /\ \/

┌──────┴──────┐ │ │ ┌──────────┐ \/ │ │ ┌───────────┐

│ Сброс в │ │ │ │Накопление│ ┌──────────────────┐│ │ │Потребление├───┐

│поверхностные│ │ │ │ во флоре │ │ Использование ││ │ │ продуктов │ │

│ воды │ │ │ │ и фауне │ │ воды в сельском ││ │ └───────────┘ │

└──────┬──────┘ │ │ └────────┬─┘ │ хоз-ве ││ │ \/

│ │ │ │ └─┬────────────────┘│ │ ┌───────┐

│ │ │ │ │ │ │ │Человек│

│ │ \/ \/ \/ │ │ └───────┘

│ ┌─┴───────┐ ┌──────────┐ │ │ ┌──────────┐ /\

└───────>│Осаждение│ │ Продукты ├──────────────┼─┘ │ Режимы │ │

│ в воде │ └──────────┘ │ │поведения,├──┘

└────┬────┘ /\ │ │ защитные │

│ │ \/ │ факторы │

│ ┌──┴───────┐ ┌──────────┐ └──────────┘

└─────────>│ Донные ├────>│ Внешнее │ /\

│ отложения│ │ облучение├───────┘

└──────────┘ └──────────┘

б)

Рисунок 1. Схема процессов облучения человека

при радиоактивном загрязнении окружающей среды атмосферным

(а) или водным (б) путем