Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 1992 г. N 993
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.93 N 394)
1. Министерство труда Российской Федерации (Минтруд России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социальных вопросов и координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации.
Минтруд России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными организациями.
Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее именуются - органы по труду) образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
2. Минтруд России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
3. Минтруд России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные (в том числе валютные) счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение Минтруда России - город Москва.
4. Основными задачами Минтруда России являются:
осуществление мер по реализации государственной политики в области труда и социальных вопросов;
подготовка предложений по вопросам повышения уровня жизни и доходов населения;
участие в мероприятиях по совершенствованию системы пенсионного обеспечения, государственных пособий семьям, имеющим детей;
разработка и осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непроизводственной сферы и категориям работников;
осуществление тарификации и обеспечение единой методологии нормирования труда;
разработка предложений по совершенствованию государственного социального страхования;
обеспечение улучшения условий и охраны труда;
участие в формировании системы социального партнерства в трудовых отношениях, осуществление контроля за ходом выполнения заключенных генерального, отраслевых (тарифных), специальных соглашений и коллективных договоров, включая контроль за соблюдением трудового законодательства, изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и их устранение;
разработка предложений по совершенствованию и реализации политики занятости, по вопросам социальных проблем рынка труда, воспроизводства трудовых ресурсов, развития народонаселения;
осуществление мер по развитию профессионального обучения на производстве, подготовке и повышению квалификации работников, улучшению профессиональной ориентации населения;
абзац 12 утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 28.04.93 N 394;
участие в решении трудовых и социальных проблем в процессе разгосударствления и приватизации, содействие развитию предпринимательства;
подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства;
содействие развитию коммерческих начал в трудовой и социальной сфере;
осуществление международных связей в сфере социально-трудовых отношений, координация сотрудничества с Международной организацией труда и другими международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России.
5. Минтруд России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций:
в области комплексных проблем социальной политики
подготавливает ежегодно с участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга доклады об основных направлениях социальной политики и мерах по их реализации и представляет их в Правительство Российской Федерации;
осуществляет с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти, органов по труду мониторинг уровня жизни, доходов, условий, охраны труда и других показателей развития социально-трудовой сферы и в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры;
подготавливает по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти с участием органов по труду проекты государственных программ в области труда и социальных вопросов, организует их выполнение и контроль за использованием выделенных финансовых средств, а также, в необходимых случаях, производит перераспределение сэкономленных средств, исходя из приоритетов и сроков реализации программ;
получает от Государственного комитета Российской Федерации по статистике, центральных органов федеральной исполнительной власти предусмотренные государственной статистической отчетностью материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России;
осуществляет координацию научных исследований по труду и социальным вопросам;
обеспечивает повышение квалификации работников органов по труду в Российской Федерации;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры в сроки, установленные действующим законодательством; ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России;
в области уровня жизни и доходов населения
осуществляет с участием центральных органов федеральной исполнительной власти разработку минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения, оказывает организационно-методическую помощь территориальным органам управления в расчетах и применении минимальных потребительских бюджетов, организует и проводит их государственную экспертизу;
подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием других центральных органов федеральной исполнительной власти предложения:
о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат;
о мерах поддержания уровня жизни населения, включая создание и совершенствование механизма защиты денежных доходов граждан от инфляционных процессов;
в области социальной защиты населения
участвует совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации в разработке согласуемых с Пенсионным фондом Российской Федерации предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения, включая льготное;
участвует совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в разработке предложений о размерах, условиях назначения и порядке выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей;
организует разработку и обеспечивает осуществление мер по усилению мотивации и повышению производительности труда;
подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации, с участием других центральных органов федеральной исполнительной власти предложения по совершенствованию оплаты труда, в том числе по изменению ставок и окладов работников бюджетных учреждений и организаций, а также по видам и размерам денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военнослужащих независимо от ведомственной подчиненности;
устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и по представлению центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга размеры тарифных ставок и должностных окладов для отдельных должностей и категорий работников бюджетных учреждений и организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;
определяет по представлению заинтересованных организаций и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, применительно к действующим условиям оплаты труда работников Российской Федерации за границей, размеры окладов по отдельным должностям (по которым они ранее не устанавливались), замещаемым работникам, направляемыми за границу за счет республиканских валютных источников;
обеспечивает совершенствование регионального и межотраслевого регулирования оплаты труда и других денежных доходов населения;
устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий и организаций для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути;
устанавливает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации условия труда работников, занятых выполнением аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, крупных работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, а также порядок сохранения этим работникам непрерывного стажа работы;
вводит по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации бесплатное питание для экипажей отдельных морских и речных судов, находящихся в ведении бюджетных организаций центральных органов федеральной исполнительной власти, применительно к нормам питания, установленным Правительством для экипажей судов морского и речного флота;
в области тарификации и нормирования труда
разрабатывает в соответствии с международными стандартами и утверждает квалификационные критерии для отнесения работ по их сложности квалификационным группам (разрядам), тарифно-квалификационные справочники работ, профессий и должностей всех категорий работников;
разрабатывает, представляет на утверждение в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и ведет в установленном порядке общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
разрабатывает единый порядок нормирования труда, подготавливает и утверждает в качестве рекомендаций межотраслевые нормы и нормативы по труду, создает всероссийский банк данных о нормах и нормативах трудовых затрат, осуществляет обеспечение работы по организации труда, развитию и совершенствованию нормативной базы по труду;
в области социального страхования
осуществляет работу по развитию социального страхования, обеспечивает реализацию государственной политики в этой области;
анализирует использование средств социального страхования Российской Федерации, подготавливает с участием центральных органов федеральной исполнительной власти предложения по совершенствованию системы социального страхования, в том числе по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по видам и размерам пособий;
в области условий и охраны труда
разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию государственного регулирования условий и охраны труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
утверждает по согласованию с федеральным санитарно-эпидемиологическим надзором России (по бюджетным учреждениям и организациям - по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации) критерии, показатели и нормативы в области условий труда и на их основе в связи с особыми условиями труда устанавливает размеры дополнительных отпусков, сокращенную продолжительность рабочего времени, а также виды специальной одежды, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания и т.п.;
утверждает по согласованию с Федеральным санитарно - эпидемиологическим надзором России перечни производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается или ограничивается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;
устанавливает порядок разработки правил и норм по охране труда, утверждает правила и нормы по охране труда в пределах своей компетенции, а также организационно-методические и общетехнические требования к проведению работ по охране труда;
осуществляет организационно-методическое руководство системой Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации, организует проведение экспертизы условий труда на производстве и в проектах на строительство и реконструкцию объектов;
в области формирования социального партнерства
в трудовых отношениях
подготавливает по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти проект генерального соглашения между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками представительными органами и общероссийскими объединениями работодателей;
организует ведение переговоров, разработку и заключение отраслевых (тарифных) соглашений между центральными органами федеральной исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами и работодателями (объединениями работодателей);
осуществляет организационно-методическое руководство работой по подготовке и заключению специальных соглашений и коллективных договоров, предусмотренных действующим законодательством;
осуществляет уведомительную регистрацию соглашений и контроль за их выполнением;
участвует в предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) и принимает меры по их устранению;
в области рынка труда, трудовых ресурсов
и народонаселения
подготавливает предложения о состоянии рынка труда к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, предложения к прогнозам балансов трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров, а также по государственному регулированию в области создания новых и поддержания действующих рабочих мест, оказывает по этим вопросам методическую помощь органам по труду;
подготавливает с участием Министерства экономики Российской Федерации, Федеральной службой занятости России, Федеральной миграционной службы России, других центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предложения по совершенствованию основных направлений политики занятости населения;
обеспечивает с участием Министерства экономики Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, других центральных органов федеральной исполнительной власти, органов по труду организационное и научно-методическое руководство разработкой государственной и региональных программ развития народонаселения и оказывает содействие регионам в их реализации;
в области подготовки и повышения квалификации работников
и профессиональной ориентации населения
осуществляет совместно с Министерством образования Российской Федерации, Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, другими центральными органами федеральной исполнительной власти, с участием органов по труду разработку и реализацию государственной программы в области подготовки и повышения квалификации кадров на основе единых квалификационных требований;
разрабатывает с участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга федеральные программы развития профессионального обучения на производстве;
осуществляет во взаимодействии с органами по труду организационно-методическое руководство проведением аттестации государственных служащих органов исполнительной власти в Российской Федерации, а также служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;
обеспечивает с участием Комитета Российской Федерации по делам молодежи и иных центральных органов федеральной исполнительной власти реализацию государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи и других социально-демографических групп населения, координирует проведение профориентационной работы в Российской Федерации;
в области внешней трудовой миграции
подготавливает прогнозы внешней трудовой миграции;
по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой России, с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, других центральных органов федеральной исполнительной власти разрабатывает проекты соглашений и других международных документов по вопросам содействия занятости граждан Российской Федерации за границей и трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.93 N 394)
абзацы 3 и 4 утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 28.04.93 N 394;
в области трудового законодательства
разрабатывает предложения по совершенствованию регулирования трудовых отношений;
осуществляет во взаимодействии с органами по труду в процессе контроля за ходом выполнения соглашений и коллективных договоров проверку соблюдения трудового законодательства, норм и правил по условиям и охране труда;
в области международного сотрудничества
представляет интересы Правительства Российской Федерации в Международной организации труда в пределах предоставленных полномочий;
подготавливает проекты договоров и соглашений в области международного сотрудничества по труду и социальным вопросам и содействует их реализации. Разрабатывает предложения по ратификации Российской Федерацией конвенций и других международных документов в области социально-трудовых вопросов, подготавливает ежегодные доклады в Международную организацию труда о соблюдении ратифицированных конвенций;
обеспечивает с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти разработку новых и реализацию действующих межправительственных и межведомственных соглашений по подготовке кадров с участием иностранных партнеров, осуществляет координацию их деятельности в этой области.
6. Минтруд России имеет право:
координировать деятельность министерств, государственных комитетов, других центральных органов федеральной исполнительной власти и обеспечивать проверку работы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности по вопросам, входящим в компетенцию Минтруда России;
производить в соответствии с Положением о Государственной экспертизе условий труда Российской Федерации экспертизу условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и принимать по ее результатам необходимые меры;
осуществлять связи по социально-трудовым вопросам с организациями, учреждениями, представительствами и фирмами государств - участников Содружества Независимых Государств, а также других зарубежных стран;
созывать конференции и совещания, организовывать выставки достижений передового опыта по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России.
7. Должностные лица Минтруда России имеют право доступа в установленном порядке на предприятия, в учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности и ознакомления с документами для выполнения возложенных на Минтруд России задач.
8. Минтруд России по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает постановления и разъяснения.
Постановления, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими центральными органами федеральной исполнительной власти, местными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения, принимаемые Минтрудом России, в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге применяются с учетом разграничения полномочий между Российской Федерацией и этими республиками, краями, областями, автономными образованиями, городами.
Минтруд России публикует свои нормативные акты в издаваемом им Бюллетене Министерства труда Российской Федерации.
9. Минтруд России возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации.
руководит сферой деятельности, относящейся к компетенции Минтруда России, на основе единоначалия;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минтруд России функций, распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений Минтруда России за выполнение возложенных на них обязанностей;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минтруда России в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников и смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, а также положения о структурных подразделениях Минтруда России;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минтруда России;
издает приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения работниками Минтруда России, подведомственными организациями, учреждениями и предприятиями;
в необходимых случаях издает совместные с руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти приказы, указания и инструкции.
11. В Минтруде России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих работников Минтруда России. В состав коллегии могут также входить руководящие работники и специалисты центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, предприятий, научно-исследовательских и других организаций Российской Федерации.
Члены коллегии Минтруда России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия, являющаяся совещательным органом, рассматривает важнейшие вопросы, входящие в компетенцию Минтруда России.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
12. Для научной разработки проблем труда и социального развития, обоснованных предложений по их решению в Минтруде России образуется научный совет. В состав научного совета могут входить ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты Минтруда России, Российской академии наук, центральных органов федеральной исполнительной власти, научно-технических организаций и предприятий. Состав научного совета и положение о нем утверждаются Министром.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей