┌───┬───────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│ N │ Пункт Перечня │ Пункт(ы) Перечня постановления N 1225 │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│1. │9.3. Устройство │9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, │
│ │отопительных печей и очагов│облицовка, теплоизоляция и очистка │
│ │<*> │печей, каминов, других теплогенерирующих │
│ │ │установок и дымоходов │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│2. │10.1. Монтаж, усиление и │7. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │демонтаж конструктивных │ремонт противопожарных занавесов и │
│ │элементов и ограждающих │завес, включая диспетчеризацию и │
│ │конструкций зданий и │проведение пусконаладочных работ │
│ │сооружений │8. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │ │ремонт заполнений проемов в │
│ │ │противопожарных преградах │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│3. │12.1. Футеровочные работы │9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, │
│ │ │облицовка, теплоизоляция и очистка │
│ │ │печей, каминов, других теплогенерирующих │
│ │ │установок и дымоходов │
│ │ │10. Выполнение работ по огнезащите │
│ │ │материалов, изделий и конструкций │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│4. │12.3. Защитное покрытие │10. Выполнение работ по огнезащите │
│ │лакокрасочными материалами │материалов, изделий и конструкций │
│ │<*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│5. │12.12. Работы по огнезащите│10. Выполнение работ по огнезащите │
│ │строительных конструкций и │материалов, изделий и конструкций │
│ │оборудования │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│6. │15.1. Устройство и демонтаж│3. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │системы водопровода и │ремонт систем противопожарного │
│ │канализации <*> │водоснабжения и их элементов, включая │
│ │ │диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│7. │15.4. Устройство и демонтаж│4. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │системы вентиляции и │ремонт систем (элементов систем) │
│ │кондиционирования воздуха │дымоудаления и противодымной вентиляции, │
│ │<*> │включая диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│8. │15.6. Устройство │1. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │электрических и иных сетей │ремонт систем пожаротушения и их │
│ │управления системами │элементов, включая диспетчеризацию и │
│ │жизнеобеспечения зданий и │проведение пусконаладочных работ │
│ │сооружений <*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│9. │20.1. Устройство сетей │2. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │электроснабжения │ремонт систем пожарной и охранно- │
│ │напряжением до 1 кВ │пожарной сигнализации и их элементов, │
│ │включительно <*> │включая диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
│ │ │5. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │ │ремонт систем оповещения и эвакуации при │
│ │ │пожаре и их элементов, включая │
│ │ │диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│10.│20.12. Установка │Те же │
│ │распределительных │ │
│ │устройств, коммутационной │ │
│ │аппаратуры, устройств │ │
│ │защиты │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│11.│20.13. Устройство наружных │5. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │линий связи, в том числе │ремонт систем оповещения и эвакуации при │
│ │телефонных, радио и │пожаре и их элементов, включая │
│ │телевидения <*> │диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│12.│23.6. Монтаж │1. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │электротехнических │ремонт систем пожаротушения и их │
│ │установок, оборудования, │элементов, включая диспетчеризацию и │
│ │систем автоматики и │проведение пусконаладочных работ │
│ │сигнализации <*> │2. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │ │ремонт систем пожарной и охранно- │
│ │ │пожарной сигнализации и их элементов, │
│ │ │включая диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
│ │ │5. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │ │ремонт систем оповещения и эвакуации при │
│ │ │пожаре и их элементов, включая │
│ │ │диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│13.│24.5. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы коммутационных │ │
│ │аппаратов │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│14.│24.6. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы устройств релейной │ │
│ │защиты │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│15.│24.7. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы автоматики в │ │
│ │электроснабжении <*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│16.│24.10. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы систем автоматики, │ │
│ │сигнализации и │ │
│ │взаимосвязанных устройств │ │
│ │<*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│17.│24.11. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы автономной наладки │ │
│ │систем <*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│18.│24.12. Пусконаладочные │Те же │
│ │работы комплексной наладки │ │
│ │систем <*> │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│19.│24.14. Наладки систем │4. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │вентиляции и │ремонт систем (элементов систем) │
│ │кондиционирования воздуха │дымоудаления и противодымной вентиляции, │
│ │<*> │включая диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│20.│24.29. Пусконаладочные │3. Монтаж, техническое обслуживание и │
│ │работы сооружений │ремонт систем противопожарного │
│ │водоснабжения │водоснабжения и их элементов, включая │
│ │ │диспетчеризацию и проведение │
│ │ │пусконаладочных работ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│21.│31.5. Футеровка │10. Выполнение работ по огнезащите │
│ │промышленных дымовых и │материалов, изделий и конструкций │
│ │вентиляционных печей и труб│ │
└───┴───────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
При этом следует отметить, что входящие в перечень постановления N 1225 виды работ (далее - "пожарные" виды работ) совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, "пожарный" вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.
Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.
В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам.
Монетизированная оценка этих затрат может быть произведена следующим образом.
В настоящее время около 25 000 компаний (данные представлены МЧС России) имеют лицензию на выполнение "пожарных" видов работ в соответствии с постановлением N 1225. От 10% до 15% данных организаций также выполнили требования приказа N 624 (экспертная оценка "ОПОРЫ России"; для целей расчетов используется доля в 12,5% ((10% + 15%) / 2)) и вступили в соответствующую СРО, получив свидетельство о допуске к указанным видам работ.
СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, объединяют 103 000 компаний (данные представлены НОСТРОЕМ). Порядка 20% таких компаний (экспертная оценка "ОПОРЫ России") выполняют "пожарные" виды работ (не имея лицензии МЧС России).
Таким образом, проблема "двойного" регулирования "пожарных" видов работ затрагивает порядка 45 600 компаний (25 000 + (103 000 * 0,2)).
При этом около 42 500 компаний ((25 000 * 0,875) + (103 000 * 0,2)) в настоящее время находятся под угрозой санкций за нарушение законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о лицензировании (статьи 9.5.1 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Руководство порядка 20 600 (103 000 * 0,2) компаний может понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство (статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации). Крайне велики риски коррупционных проявлений, связанных с деятельностью данных компаний.
Порядка 3 100 компаний (25 000 * 0,125) вынуждены нести финансовые расходы, связанные как с саморегулированием (160 000 рублей ежегодно + затраты при проведении контрольных мероприятий), так и с лицензированием (затраты при проведении контрольных мероприятий), подвергаясь контролю как со стороны СРО, так и со стороны МЧС России (совокупные монетизированные затраты составляют 496 000 000 рублей (3 100 * 160 000 рублей); затратным является также проведение проверок одновременно МЧС России и СРО).
Около 21 900 компаний (25 000 * 0,875) должны будут вступить в СРО (затраты в первый год вступления в СРО = 645 000 рублей + последующие ежегодные затраты; совокупные затраты в первый год = 14 125 500 000 рублей (21 900 * 645 000 рублей)).
Порядка 20 600 компаний (103 000 * 0,2) должны будут получить лицензию МЧС России (госпошлина 2600 рублей + затраты на консультационные услуги и подготовку документов порядка 70 000 рублей (данные открытых источников); совокупные затраты составят порядка 1 495 600 000 рублей (20 600 * (2 600 рублей + 70 000 рублей))).
Таким образом, затраты предпринимательского сообщества, вызванные описанной проблемой "двойного" регулирования, составляют в настоящее время 496 000 000 рублей ежегодно и составят в будущем при выполнении нормативных требований об одновременном вступлении в СРО и получении лицензии 15 621 100 000 рублей (14 125 500 000 рублей + 1 495 600 000 рублей; в первый год выполнения требований).
Описанная проблемная ситуация может быть разрешена несколькими способами:
1. Однозначное отнесение "пожарных" видов работ к сфере лицензирования с их исключением из приказа N 624 (в этом случае необходимо уточнить наименования видов работ, включенных в Перечень, указав, что они не включают в себя "пожарные" виды работ).
2. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, устанавливающих, что наличие лицензии МЧС России необходимо для выполнения "пожарных" видов работ лишь на стадии эксплуатации объекта (однозначное отнесение "пожарных" видов работ на стадии строительства, реконструкции капитального ремонта к сфере саморегулирования с их исключением из сферы лицензирования). Для закрепления указанного разграничения сфер регулирования понадобится внесение изменений в Закон о лицензировании и постановление N 1225.
3. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, закрепляющих "равнозначность" лицензии МЧС России и допуска СРО при выполнении "пожарных" видов работ на стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (необходимо внесение целого ряда изменений в федеральное законодательство: в Кодекс, Закон о лицензировании, постановление N 1225 и другие акты).
4. Внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, закрепляющих "равнозначность" лицензии МЧС России и допуска СРО при выполнении "пожарных" видов работ как на стадии строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, так и на стадии его эксплуатации (необходимо внесение ряда изменений в федеральное законодательство: в Кодекс, Закон о лицензировании и постановление N 1225).
Для выбора оптимального варианта регулирования, направленного на решение описанной проблемы, требуется проведение соответствующих расчетов.
В качестве заинтересованных групп выделим следующие: компании, выполняющие строительные, в том числе "пожарные", виды работ и являющиеся членами СРО (далее - "строители"); компании, выполняющие "пожарные" виды работ и имеющие лицензию МЧС России (далее - "монтажники-лицензиаты"), компании, выполняющие "пожарные" виды работ, имеющие лицензию и состоящие в СРО (далее - "монтажники - члены СРО"), а также общество в целом.
Расчеты по данной проблеме приведены в таблице 4. Указанные расчеты являются приблизительными и не учитывают ряд факторов, монетизация которых затруднительна (например, временные затраты сотрудников организации в случае проведения контрольных мероприятий).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей