История вопроса

1.3. ИФР играют первостепенную роль в финансовой системе и экономике в целом. В контексте настоящего доклада термин "ИФР" обозначает системно значимые платежные системы, ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР. <2> Эти инфраструктуры обеспечивают клиринг, расчеты и учет по денежно-кредитным и другим финансовым операциям, таким как платежи, ценные бумаги и контракты по производным инструментам (включая контракты на товары). Надежные и эффективные ИФР способствуют сохранению и укреплению финансовой стабильности и экономическому росту, но и концентрируют риски. В отсутствие надлежащего управления ИФР могут являться источниками финансовых шоков, таких как диспропорции ликвидности и кредитные потери, или каналом распространения этих шоков на внутренние и международные финансовые рынки. Для управления этими рисками КПРС и Технический комитет МОКЦБ на протяжении ряда лет разрабатывали международные стандарты управления риском для платежных систем, которые являются системно значимыми, ЦДЦБ, СРЦБ и ЦКА.

--------------------------------

<2> В некоторых случаях биржи или другие рыночные инфраструктуры могут иметь или эксплуатировать организации или службы, централизованно осуществляющие процессы клиринга и расчетов, предусмотренные принципами, которые описаны в настоящем докладе. Однако в целом изложенные принципы не относятся к таким рыночным инфраструктурам, как торговые биржи, службы заключения сделок или многосторонние системы уплотнения торговли; тем не менее соответствующие органы могут принимать решение о применении всех или некоторых принципов к тем типам инфраструктур, которые формально не предусмотрены в настоящем докладе.

1.4. В январе 2001 года КПРС опубликовал "Ключевые принципы для системно значимых платежных систем" (КПСЗПС), содержавшие 10 принципов построения надежной и эффективной структуры и деятельности системно значимых платежных систем. Эти принципы во многом были основаны на "Докладе Комитета по схемам межбанковских зачетов центральных банков стран Группы десяти" (также известного как Доклад Ламфалусси), опубликованном в ноябре 1990 года. За КПСЗПС последовали "Рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам" (РСРЦБ), совместно опубликованные КПРС и Техническим комитетом МОКЦБ в ноябре 2001 года. В этом докладе были описаны 19 рекомендаций по повышению безопасности и эффективности СРЦБ. <3> Позднее, в ноябре 2002 года, была опубликована относящаяся к ним "Методика оценки выполнения Рекомендаций для систем расчетов по ценным бумагам".

--------------------------------

<3> Определение термина "система расчетов по ценным бумагам" в РСРЦБ включает весь спектр институциональных процедур подтверждения, клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами и безопасного хранения ценных бумаг. Это определение отличается от более узкого определения СРЦБ в настоящем докладе (см. параграф 1.12).

1.5. В ноябре 2004 года на основе рекомендаций, содержавшихся в РСРЦБ, КПРС и Технический комитет МОКЦБ опубликовали "Рекомендации для центральных контрагентов" (РЦКА). РЦКА содержали 15 рекомендаций, относившихся к основным видам рисков, которым подвергаются ЦКА. В доклад была включена методика оценки выполнения ЦКА каждой рекомендации. В январе 2009 года КПРС и Техническим комитетом МОКЦБ была создана рабочая группа для подготовки руководящих указаний по применению этих рекомендаций к ЦКА, осуществляющим клиринг по OTC-производным продуктам, и выработки для ТР рекомендаций по созданию и эксплуатации ими своих систем. Отчеты этой рабочей группы - "Руководящие указания по применению рекомендаций КПРС - МОКЦБ 2004 года для центральных контрагентов к ЦКА, занимающимся OTC-деривативами" и "Рекомендации для торговых репозиториев, работающих на рынках OTC-деривативов" были опубликованы один за другим в мае 2010 года. Отзывы, полученные в процессе консультаций по этим отчетам, учтены в настоящем докладе.

1.6. В феврале 2010 года КПРС и Технический комитет МОКЦБ начали комплексный пересмотр трех действующих наборов стандартов ИФР - КПСЗПС, РСРЦБ и РЦКА - в рамках более общей программы СФС по укреплению основных финансовых инфраструктур и рынков за счет выявления и устранения пробелов в международных стандартах. <4> Кроме того, КПРС и Технический комитет МОКЦБ считали, что этот пересмотр предоставляет возможность гармонизации и, если это необходимо, усиления этих трех наборов стандартов. В процессе пересмотра учитывались уроки недавнего финансового кризиса, опыт использования действующих международных стандартов и последние политические и аналитические публикации КПРС, Технического комитета МОКЦБ, Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) и других организаций. <5> Настоящий доклад, содержащий унифицированный набор стандартов, является результатом этого пересмотра. Стандарты, изложенные в Разделе 3 настоящего доклада, заменяют стандарты КПСЗПС, РСРЦБ и РЦКА, относящиеся непосредственно к ИФР. Сравнение новых стандартов со стандартами КПСЗПС, РСРЦБ и РЦКА приводится в Приложениях A и B.

--------------------------------

<4> В настоящее время КПСЗПС, РСРЦБ и РЦКА включены в "Ключевые стандарты надежных финансовых систем" СФС.

<5> К последним политическим и аналитическим публикациям КПРС относятся "Изменения рыночной структуры клиринга: последствия для финансовой стабильности", сентябрь 2010 года, и "Укрепление клиринга и расчетов по РЕПО", сентябрь 2010 года.

1.7. В рамках вышеупомянутой работы полный пересмотр общих рыночных рекомендаций, содержащихся в РСРЦБ, не проводился. Эти рекомендации остаются в силе. В частности, действуют Рекомендация 2 РСРЦБ о подтверждении торговых сделок, Рекомендация 3 РСРЦБ о расчетных циклах, Рекомендация 4 РСРЦБ о центральных контрагентах, Рекомендация 5 РСРЦБ о кредитовании ценными бумагами, Рекомендация 6 РСРЦБ о центральных депозитариях ценных бумаг и Рекомендация 12 РСРЦБ о защите ценных бумаг клиентов. Эти рекомендации приведены для справки в Приложении C. В дополнение к сохранению в действии Рекомендаций 6 и 12 настоящий доклад содержит конкретные принципы управления риском ЦДЦБ (см. Принцип 11), а также сегрегации и возможности перевода активов и позиций, имеющихся у ЦКА (см. Принцип 14). В будущем КПРС и Технический комитет МОКЦБ могут провести полный пересмотр общих рыночных стандартов.