Рекомендация 3: Расчетные циклы

На всех рынках ценных бумаг должны проводиться непрерывные расчеты. Окончательные расчеты должны производиться не позднее T + 3. Необходимо провести оценку выгод и издержек расчетного цикла короче T + 3.

3.13. В условиях непрерывного расчетного цикла расчеты по сделкам проводятся в течение определенного количества дней после даты заключения сделки, а не в конце "учетного периода", что ограничивает количество необработанных торговых сделок и уменьшает общий рыночный риск. Чем продолжительнее период между заключением сделки и расчетами, тем больше риск того, что одна из сторон может стать неплатежеспособной или не выполнить обязательства по сделке, тем больше количество необработанных сделок и выше вероятность отклонения курсов ценных бумаг от договорных, увеличивающая риск того, что стороны, выполняющие обязательства, понесут потери при замещении необработанных контрактов. В 1989 году Группа тридцати рекомендовала, чтобы окончательные расчеты по кассовым операциям осуществлялись в режиме T + 3, т.е. через три операционных дня после даты заключения сделки. При этом члены Группы тридцати признавали, что "для минимизации риска контрагента и рыночного риска, присущих сделкам с ценными бумагами, конечной целью должно являться проведение расчетов в день заключения сделки".

3.14. В данной рекомендации расчеты T + 3 остаются в качестве минимального стандарта. Рынки, еще не имеющие расчетного цикла T + 3, должны выявлять, что этому препятствует, и активно устранять эти препятствия. Многие рынки уже проводят расчеты в течение срока меньше T + 3. В частности, расчеты по многим государственным ценным бумагам уже осуществляются в режиме T + 1 или даже T + 0, а некоторые рынки ценных бумаг рассматривают возможность перехода к расчетному циклу T + 1. Определение того, какой стандарт является целесообразным для данного вида ценной бумаги или рынка, зависит от таких факторов, как объем операций, волатильность цен и масштабы трансграничной торговли соответствующим инструментом. Каждый рынок ценных бумаг должен определять, подходит ли ему цикл короче T + 3, учитывая снижение риска, которого благодаря этому можно было бы добиться, сопутствующие издержки и наличие альтернативных способов ограничения дорасчетного риска, таких как взаимозачет торговых сделок через ЦКА (см. далее Рекомендацию 4). В зависимости от этих факторов некоторые рынки могут прийти к заключению, что различные виды ценных бумаг должны иметь разные расчетные циклы.

3.15. Сокращение цикла сопряжено с издержками, а также определенными рисками. Это особенно относится к рынкам, имеющим значительный объем трансграничных операций, поскольку различия в часовых поясах и национальных праздниках, а нередко и участие многочисленных посредников затрудняют своевременное подтверждение торговых сделок. На большинстве рынков переход к T + 1 (а возможно, даже к T + 2) потребовал бы значительного пересмотра процесса расчетов по сделкам и модернизации существующих систем. Для рынков, имеющих большую долю трансграничных торговых сделок, сокращение расчетных циклов может потребовать значительного усовершенствования систем. Без таких капиталовложений переход к более короткому циклу мог бы привести к более частым нарушениям расчетов, вследствие чего большая часть участников не могла бы согласовывать и обмениваться расчетными данными или приобретать необходимые ресурсы для расчетов в течение отведенного времени. Следовательно, риск восстановительной стоимости не снизился бы в той степени, в какой ожидалось, а операционный риск и риск ликвидности могли бы возрасти.

3.16. Независимо от расчетного цикла частота и продолжительность нарушений в расчетах должны строго контролироваться. На некоторых рынках преимущества расчетов в режиме T + 3 реализуются не полностью, потому что коэффициент расчетов в договорную дату составляет значительно меньше 100%. В такой ситуации необходимо анализировать влияние на риск количества нарушений и определять меры, которые могли бы обеспечить его уменьшение или снижение сопутствующих рисков. В частности, условиями контрактов или рыночными властями могли бы предусматриваться денежные штрафы за непроведение расчетов; в качестве альтернативы сделки, по которым не проведены расчеты, могли бы оцениваться по текущим рыночным ценам и закрываться по рыночным ценам, если они не оплачены в течение установленного периода.