Принцип 7: Риск ликвидности

Принцип 7: Риск ликвидности │ - │ - │ - │ - │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

1. ИФР должна иметь надежную систему │ - │ - │ - │ - │

управления рисками ликвидности, которым │ │ │ │ │

она подвергается со стороны своих │ │ │ │ │

участников, расчетных банков, агентов │ │ │ │ │

ностро, банков-депозитариев, источников │ │ │ │ │

ликвидности и других организаций. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

2. ИФР должна иметь эффективные операционные │ - │ - │ - │ - │

и аналитические средства постоянных и │ │ │ │ │

своевременных выявления, оценки и │ │ │ │ │

мониторинга своих расчетных и финансовых │ │ │ │ │

потоков, включая использование ликвидности│ │ │ │ │

в течение операционного дня. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

3. ИФР должна поддерживать достаточные │ - │ - │ - │ - │

ликвидные ресурсы (т.е. иметь ликвидные │ │ │ │ │

активы и соглашения о предварительном │ │ │ │ │

финансировании) для проведения расчетов в │ │ │ │ │

день заключения сделки, а при │ │ │ │ │

необходимости также расчетов в течение │ │ │ │ │

операционного дня по платежным │ │ │ │ │

обязательствам с высокой степенью │ │ │ │ │

определенности в рамках широкого спектра │ │ │ │ │

сценариев, которые должны включать, не │ │ │ │ │

ограничиваясь этим, невыполнение │ │ │ │ │

обязательств [одним/двумя] участником(ами)│ │ │ │ │

и [его/их] аффилированными компаниями, │ │ │ │ │

способное привести к возникновению │ │ │ │ │

наибольшего риска ликвидности в │ │ │ │ │

экстремальной, но вероятной рыночной │ │ │ │ │

ситуации. Платежная система, ЦДЦБ или СРЦБ│ │ │ │ │

должны иметь достаточные ликвидные ресурсы│ │ │ │ │

для проведения как минимум дневных │ │ │ │ │

расчетов в случае неспособности выполнения│ │ │ │ │

обязательств [одним/двумя] участником(ами)│ │ │ │ │

и [его/их] аффилированными компаниями, │ │ │ │ │

имеющими наибольшие совокупные платежные │ │ │ │ │

обязательства. ЦКА должен иметь │ │ │ │ │

достаточные ликвидные ресурсы для │ │ │ │ │

своевременной оплаты необходимых │ │ │ │ │

гарантийных депозитов и ликвидацию или │ │ │ │ │

хеджирование в тот же день позиций │ │ │ │ │

[одного/двух] участника(ов) и [его/их] │ │ │ │ │

аффилированных компаний, имеющих │ │ │ │ │

наибольшие потенциальные потребности в │ │ │ │ │

ликвидности в экстремальной, но вероятной │ │ │ │ │

рыночной ситуации. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

4. ИФР должна обеспечивать высокую степень │ - │ - │ - │ - │

определенности за счет проведения │ │ │ │ │

тщательного предварительного обследования,│ │ │ │ │

чтобы убедиться в том, что каждый источник│ │ │ │ │

ликвидности, независимо от того, является │ │ │ │ │

ли он участником ИФР, будет располагать │ │ │ │ │

достаточной информацией, необходимой для │ │ │ │ │

понимания сопутствующих рисков ликвидности│ │ │ │ │

и управления ими, а также что она имеет │ │ │ │ │

возможность выполнять принятые на себя │ │ │ │ │

обязательства. Если это существенно для │ │ │ │ │

оценки надежности источника ликвидности в │ │ │ │ │

определенной валюте, следует учитывать │ │ │ │ │

возможность получения источником │ │ │ │ │

ликвидности кредита в центральном банке - │ │ │ │ │

эмитенте. ИФР должна регулярно тестировать│ │ │ │ │

свои процедуры доступности ресурсов │ │ │ │ │

ликвидности, имеющихся у источника │ │ │ │ │

ликвидности. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

5. Для целей данного принципа ликвидные │ - │ - │ - │ - │

ресурсы включают денежные средства в │ │ │ │ │

центральных банках - эмитентах и │ │ │ │ │

кредитоспособных коммерческих банках, а │ │ │ │ │

также легкореализуемое залоговое │ │ │ │ │

обеспечение, находящееся на хранении, и │ │ │ │ │

инвестиции, которые могут быть реализованы│ │ │ │ │

в тот же день и обращены в наличные в │ │ │ │ │

соответствии с соглашениями о │ │ │ │ │

предварительном финансировании, в том │ │ │ │ │

числе выделенные кредитные линии, валютные│ │ │ │ │

свопы, РЕПО или закладные. Если ИФР имеет │ │ │ │ │

доступ к кредитам центрального банка, то │ │ │ │ │

соответствующая часть ее залогового │ │ │ │ │

обеспечения должна удовлетворять │ │ │ │ │

требованиям, предъявляемым центральным │ │ │ │ │

банком к залогам (или проведению с ним │ │ │ │ │

других видов операций). ИФР не должны │ │ │ │ │

разрабатывать план по ликвидности исходя │ │ │ │ │

из возможности получения чрезвычайного │ │ │ │ │

кредита в центральном банке. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

6. ИФР, имеющая доступ к счетам в │ - │ - │ - │ - │

центральном банке, его платежным услугам │ │ │ │ │

или услугам по ценным бумагам, должна │ │ │ │ │

пользоваться этими услугами, когда это │ │ │ │ │

возможно, для расширения возможностей │ │ │ │ │

управления своим риском ликвидности. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

7. ИФР должна определять и тестировать │ - │ - │ - │ - │

достаточность своих ликвидных ресурсов с │ │ │ │ │

помощью регулярных и тщательных стресс- │ │ │ │ │

тестов. ИФР должна иметь четкие процедуры │ │ │ │ │

использования результатов таких стресс- │ │ │ │ │

тестов, а также оценки и корректировки │ │ │ │ │

адекватности своей системы управления │ │ │ │ │

риском ликвидности. При проведении стресс-│ │ │ │ │

тестирования ИФР должна учитывать широкий │ │ │ │ │

спектр соответствующих сценариев, включая │ │ │ │ │

пиковые исторические волатильности цен, │ │ │ │ │

изменения других рыночных факторов, таких │ │ │ │ │

как детерминанты цен и кривые доходности, │ │ │ │ │

многочисленные случаи невыполнения │ │ │ │ │

обязательств в различные периоды времени, │ │ │ │ │

одновременное давление на рынки финансов и│ │ │ │ │

активов, а также набор перспективных │ │ │ │ │

стресс-сценариев в различных │ │ │ │ │

экстремальных, но вероятных рыночных │ │ │ │ │

ситуациях. Кроме того, сценарии должны │ │ │ │ │

учитывать архитектуру и функционирование │ │ │ │ │

ИФР и включать все организации, которые │ │ │ │ │

могут подвергать ИФР значительному риску │ │ │ │ │

ликвидности (такие как расчетные банки, │ │ │ │ │

агенты ностро, банки-депозитарии, │ │ │ │ │

источники ликвидности и связанные с ней │ │ │ │ │

ИФР). Программа стресс-тестирования должна│ │ │ │ │

предусматривать проведение "обратных │ │ │ │ │

стресс-тестов", направленных на выявление │ │ │ │ │

экстремальных сценариев и рыночных │ │ │ │ │

ситуаций, в которых имеющихся у ИФР │ │ │ │ │

ликвидных ресурсов было бы недостаточно. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────

8. ИФР должна устанавливать четкие и │ - │ - │ - │ - │

прозрачные правила и процедуры, │ │ │ │ │

позволяющие устранять непредвиденный и │ │ │ │ │

потенциально непокрытый дефицит │ │ │ │ │

ликвидности, чтобы избежать изменения │ │ │ │ │

условий, отмены или задержки расчетов по │ │ │ │ │

платежным обязательствам в день заключения│ │ │ │ │

сделки. Кроме того, правила и процедуры │ │ │ │ │

ИФР должны определять процесс пополнения │ │ │ │ │

ИФР ресурсов ликвидности, которые она │ │ │ │ │

может использовать при возникновении │ │ │ │ │

стресса, включая невыполнение обязательств│ │ │ │ │

двумя участниками и их аффилированными │ │ │ │ │

компаниями, которое могло бы привести к │ │ │ │ │

возникновению наибольших совокупных │ │ │ │ │

потребностей в ликвидности, чтобы │ │ │ │ │

продолжать безопасное и надежное │ │ │ │ │

функционирование. │ │ │ │ │

──────────────────────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼────┼────