Требования к участию, обусловленные риском

3.18.5. ИФР всегда должна учитывать риски, которым действительный или потенциальный участник может подвергать ИФР и других участников. Вследствие этого ИФР должна устанавливать требования к участию, обусловленные риском и достаточные для обеспечения соответствия всеми участниками надлежащим операционным, финансовым и юридическим требованиям, позволяющим им своевременно выполнять свои обязательства перед ИФР, в том числе другими участниками. Если участники выступают от имени других организаций (косвенных участников), может быть целесообразно предъявление ИФР дополнительных требований прямым участникам (см. также Принцип 19 о многоуровневой структуре участия). Операционные требования могут включать обоснованные критерии возможности и готовности участников пользоваться услугами ИФР (например, наличие надлежащих информационных технологий). Финансовые требования могут включать обоснованные требования по капиталу с учетом риска, взносам по соглашениям о предварительном финансировании невыполнения обязательств и показателям кредитоспособности. Юридические требования могут включать необходимые лицензии и разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности, а также юридические заключения или другие показатели того, что возможные коллизии правовых норм не помешают претенденту (например, иностранной организации) выполнять свои обязательства перед ИФР. Кроме того, ИФР может потребовать от участников наличия у них надлежащих навыков управления риском. Если ИФР допускает к участию нерегулируемые организации, то она должна учитывать все дополнительные риски, которые могут быть вызваны их участием, и соответствующим образом определять требования к участию и средства административного контроля риска.

3.18.6. Требования к участию в ИФР должны быть оправданными с точки зрения безопасности и эффективности ИФР и рынков, которые она обслуживает, учитывать специфические риски ИФР, быть соразмерными этим рискам и обнародоваться. <146> Эти требования должны быть объективными и исключать открытую дискриминацию определенных категорий участников или искажение конкуренции. Например, требования к участию, основанные исключительно на размерах участников, как правило, недостаточно учитывают риск и нуждаются в тщательной проверке. При условии поддержания приемлемых стандартов контроля риска ИФР должна устанавливать требования, предусматривающие наименьшие ограничения доступа, которые позволяет ситуация. Несмотря на то, что ограничения доступа в большинстве случаев базируются на обоснованных критериях риска, введению таких ограничений могут противодействовать законодательство и политика юрисдикции, на территории которой осуществляет деятельность ИФР. <147> Кроме того, требования должны отражать уровень и виды рисков, присущих деятельности; ИФР может иметь различные категории участников, классифицируемые по видам их деятельности. Например, к участнику, пользующемуся клиринговыми услугами ЦКА, могут предъявляться иные требования, чем к участнику аукционного процесса в том же ЦКА.

--------------------------------

<146> На открытость доступа могут влиять соображения эффективности. В частности, в некоторых случаях существенное значение для операционной эффективности имеют такие факторы, как минимальный объем сделок. Однако соображения, основанные исключительно на эффективности, не должны служить оправданием требований к участию, которые фактически становятся неоправданными барьерами для доступа.

<147> В частности, некоторые категории финансовых организаций (такие как организации, не принимающие средства в депозиты) могут быть исключены из определенных ИФР, например СКП, в соответствии с местными законами или положениями о банковской деятельности. И наоборот, некоторые местные законы, такие как законы о ценных бумагах и антитрестовские законы, могут требовать увеличения количества категорий участников в некоторых ИФР, таких как ЦКА.

3.18.7. Для обеспечения баланса между открытым доступом и риском ИФР должна управлять рисками, связанными с ее участниками, за счет использования средств административного контроля риска и других операционных механизмов, наименее ограничивающих доступ и конкуренцию с учетом реальной ситуации. В частности, ИФР может устанавливать кредитные лимиты или требования о залоговом обеспечении, помогающие ей управлять кредитным риском, которому она подвергается со стороны конкретного участника. Допустимый уровень участия может быть различным для участников с различными уровнями капитала. При прочих равных условиях для участников, имеющих более высокие уровни капитала, могут устанавливаться менее ограничительные лимиты риска или они могут иметь право пользоваться большим количеством функций ИФР. Эффективность таких средств административного контроля риска может сокращать потребность ИФР в установлении ограничительных требований, затрудняющих доступ. Кроме того, ИФР может дифференцировать свои услуги для предоставления доступа при различном уровне затрат и сложности. В частности, ИФР может ограничивать прямое участие определенных категорий организаций и предоставлять косвенный доступ другим категориям организаций. <148> Требования к участию (и другие средства контроля риска) могут быть адаптированы к каждому уровню участников на основе рисков, которым каждый уровень подвергает ИФР и ее участников.

--------------------------------

<148> Например, ИФР может принимать прямые поручения о расчетах от косвенных участников, которые проводят расчеты по книгам прямого участника. Косвенные участники могут признавать или не признавать правила ИФР и подвергаться контролю рисков. Во всех случаях косвенный участник заключает двухстороннее соглашение с прямым участником.