Рекомендация 4: Центральные контрагенты (ЦКА)
Необходимо оценить преимущества и недостатки использования ЦКА. В том случае, когда вводится этот механизм, ЦКА должен строго контролировать принимаемые им риски.
3.17. Центральный контрагент (ЦКА) находится между контрагентами по торговой сделке, становясь покупателем для каждого продавца и продавцом для каждого покупателя. Таким образом, с точки зрения участников рынка, кредитный риск ЦКА заменяет кредитный риск других участников. (На некоторых рынках многие преимущества ЦКА реализуются благодаря созданию организации, которая возмещает участникам рынка убытки от невыполнения обязательств контрагентами, не выполняя при этом функций ЦКА.) Если ЦКА эффективно управляет рисками, то вероятность невыполнения им обязательств может быть ниже, чем вероятность их невыполнения всеми или большинством участников рынка. Кроме того, нередко ЦКА в двухстороннем порядке проводит взаимозачет своих обязательств и обязательств участников, что обеспечивает многосторонний зачет обязательств участников и всех прочих участников. Благодаря этому могут значительно сокращаться потенциальные убытки в случае невыполнения обязательств участников как по торговым сделкам, расчеты по которым не проведены (риски стоимости восстановления), так и по торговым сделкам, находящимся в процессе расчетов (риски принципала). Кроме того, взаимозачеты сокращают количество и стоимость поставок и платежей, необходимых для проведения расчетов по данному набору торговых сделок, уменьшая тем самым риски ликвидности и транзакционные издержки.
3.18. Другим способом снижения кредитных рисков контрагента является использование ЦКА в дополнение к сокращению расчетных циклов. Оно особенно эффективно для снижения рисков, которым подвергаются активные участники рынка, которые часто покупают и продают одну и ту же ценную бумагу для проведения расчетов в один и тот же день. В дополнение к снижению этих рисков растущий спрос на услуги ЦКА отчасти отражает расширение использования систем анонимной электронной торговли, в которых поручения сравниваются в соответствии с правилами системы и участники не всегда могут управлять своими кредитными рисками на двухсторонней основе за счет выбора контрагента.
3.19. Тем не менее ЦКА подходят не для всех рынков. Создание ЦКА сопряжено с затратами. В частности, создание надежной системы управления рисками, которую должен иметь ЦКА (см. далее), как правило, требует значительных первоначальных капиталовложений и постоянных расходов в дальнейшем. Таким образом, рынки должны тщательно оценивать соотношение преимуществ и недостатков ЦКА. Это соотношение будет зависеть от таких факторов, как объем и стоимость сделок, механизмы торговли между контрагентами и альтернативные издержки, связанные с обеспечением ликвидности для проведения расчетов. Все большее количество рынков приходит к заключению, что преимущества ЦКА перевешивают издержки, связанные с их использованием.
3.20. Если ЦКА создается, то важно, чтобы он имел надежную систему управления рисками, поскольку ЦКА принимает ответственность за управление рисками и перераспределяет риски между участниками, применяя свои принципы и процедуры. Вследствие этого если ЦКА плохо управляет рисками, то он может увеличивать риск для участников рынка. Способность системы в целом противостоять невыполнению обязательств отдельными участниками в решающей степени зависит от процедур управления риском ЦКА и его доступа к ресурсам, необходимым для поглощения финансовых потерь. Невыполнение обязательств ЦКА практически наверняка будет иметь серьезные системные последствия, особенно в том случае, когда несколько рынков обслуживаются одним ЦКА. Следовательно, способность ЦКА осуществлять мониторинг и контроль кредитного риска, риска ликвидности, юридического и операционного рисков, которым он подвергается, и поглощать убытки необходима для надежного функционирования рынков, которые он обслуживает. ЦКА должен быть способен выдерживать серьезные шоки, в том числе невыполнение обязательств одним или несколькими его участниками, и в этом контексте должны оцениваться его механизмы финансовой поддержки. Кроме того, должна иметься надежная и прозрачная правовая основа взаимозачетов, будь то путем новации или иным образом. В частности, взаимозачеты должны в принудительном порядке проводиться в отношении обанкротившихся участников. Без такой юридической поддержки обязательства нетто могут быть оспорены в рамках судебной или административной процедуры несостоятельности. Если их удается оспорить, то ЦКА или первоначальный контрагент могут подвергаться дополнительным расчетным рискам. ЦКА также должен обладать операционной надежностью и обеспечивать, чтобы у его участников имелись стимулы и возможность управления принятыми ими рисками.
3.21. ЦКА используют различные средства контроля риска. Выбор средства отражает особенности обслуживаемого рынка и характер рисков, которым подвергаются ЦКА. При этом необходимо определение критериев доступа (см. Рекомендацию 14 о доступе). Риски ЦКА должны иметь залоговое обеспечение. Большинство ЦКА требуют от своих участников предоставления залогового обеспечения для покрытия потенциальных изменений конъюнктуры рынка для открытых позиций или неоплаченных сделок. Кроме того, позиции, как правило, оцениваются по текущей рыночной стоимости один или несколько раз в день, причем ЦКА взимает дополнительные денежные средства или залоговое обеспечение для покрытия изменений чистой стоимости открытых позиций участников после предшествующей оценки и расчетов. В периоды волатильности ЦКА могут взимать дополнительное залоговое обеспечение с целью дальнейшей минимизации своих рисков. ЦКА также должны иметь правила, точно определяющие, каким образом будут устраняться последствия невыполнения обязательств и как будут распределяться убытки в случае, если залогового обеспечения компании, не выполнившей обязательства, окажется недостаточно для покрытия рисков. В частности, ЦКА могут требовать, чтобы их участники вносили взносы в фонды клиринга в случае невыполнения обязательств, как правило, состоящие из наличных или высококачественных ликвидных ценных бумаг и рассчитанные по формуле, основанной на объеме расчетных операций участника. Нередко эти фонды увеличиваются за счет страхования или другой финансовой поддержки. Требования к ликвидности обычно соблюдаются за счет использования сочетания активов клирингового фонда и выделенных банковских кредитных линий. Правила и процедуры ликвидации последствий невыполнения обязательств должны быть прозрачными, чтобы участники ЦКА и другие участники рынка могли оценивать риски, которым они подвергаются вследствие участия в ЦКА и использования его услуг.
3.22. В настоящее время ЦКА разрабатывают глобальные стандарты управления риском, исходя из накопленных ими опыта и знаний. В феврале 2011 года руководители Европейской ассоциации клиринговых палат центральных контрагентов (EACH) разработали стандарты управления риском для своих организаций. В дальнейшем ЦКА-12, группа, в которую входят ЦКА из Азии, Северной и Южной Америки и Европы, занималась корректировкой стандартов EACH и расширением их применения ЦКА. <179> После завершения ЦКА-12 своей работы национальные органы должны рассмотреть возможность использования ее результатов в качестве точки отсчета при оценке процедур управления риском ЦКА.
--------------------------------
<179> В состав ЦКА-12 входят следующие организации: (1) Австралийская фондовая биржа; (2) Бразильская клиринговая и депозитарная корпорация; (3) система Eurex Clearing; (4) Чикагская товарная биржа; (5) система Clearnet; (6) Hong Kong Exchanges and Clearing Limited; (7) Лондонская клиринговая палата; (8) S D Indeval, SA de C V; (9) Singapore Exchange Limited; (10) The Canadian Depository for Securities Limited; (11) The Depository Trust & Clearing Corporation; (12) The Options Clearing Corporation и (13) Токийская фондовая биржа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей