Рекомендация 12: Защита ценных бумаг клиентов

Организации, осуществляющие депозитарное хранение ценных бумаг, должны применять принципы бухгалтерского учета и процедуры безопасного хранения, обеспечивающие полную защиту ценных бумаг клиентов. Необходимо, чтобы ценные бумаги клиентов были защищены от требований кредиторов депозитария.

3.60. Депозитарный риск представляет собой риск потери ценных бумаг, находящихся у депозитария, вследствие несостоятельности, халатности, злоупотребления активами, мошенничества, неудовлетворительного управления, неадекватного учета депозитарием (субдепозитарием) или его неспособности защищать интересы клиента в ценных бумагах (включая право голоса и другие права). <181> Несмотря на то что депозитариями преимущественно являются коммерческие банки, ЦДЦБ должны хранить ценные бумаги и управлять ими по поручению своих прямых участников, а потому являются источником депозитарного риска. (Прямые участники ЦДЦБ могут помещать туда как собственные ценные бумаги, так и ценные бумаги клиентов.)

--------------------------------

<181> Более подробное рассмотрение проблем депозитарного хранения содержится в документе Technical Committee of IOSCO, Client Asset Protection (Технический комитет МОКЦБ, Защита активов клиентов), 1996.

3.61. Депозитарий должен использовать процедуры, обеспечивающие надлежащий учет и сохранность всех активов клиентов, независимо от того, хранит ли он их самостоятельно или через субдепозитария. Поскольку ценные бумаги клиентов также должны быть защищены от требований кредиторов депозитария, требования клиента к депозитарию, как правило, являются первоочередными или имеют приоритет по закону о несостоятельности. (Тем не менее активы клиентов могут являться объектом залоговых прав депозитария, если, например, клиент передал их в залог депозитарию для обеспечения обязательства.) Одним из способов защиты клиента в случае неплатежеспособности депозитария является сегрегирование (идентификация) ценных бумаг клиента в учетных регистрах депозитария (а также всех субдепозитариев и в конечном счете ЦДЦБ). Даже в том случае, когда ценные бумаги клиентов сегрегированы от собственных ценных бумаг депозитария, клиенты могут подвергаться риску потерь, если депозитарий не располагает достаточным количеством ценных бумаг для выполнения всех требований клиентов или ценные бумаги отдельного клиента нельзя точно идентифицировать. Таким образом, организации, которые хранят ценные бумаги в депозитарии (или ведут учет остатков ценных бумаг), должны регулярно сверять свои учетные записи, чтобы обеспечить их актуальность и точность. Другими способами защиты клиентов от незаконного присвоения и кражи являются системы внутреннего контроля и страхование или другие компенсационные схемы.

3.62. В идеальном случае ценные бумаги клиента обладают иммунитетом от требований, предъявленных кредиторами депозитарию. Хотя этот идеальный вариант можно реализовать не во всех ситуациях, когда организации, через которые осуществляется владение ценными бумагами, эффективно выполняют свои обязанности, вероятность успешного предъявления кредитором требования на ценные бумаги клиента является минимальной. Кроме того, в случае несостоятельности депозитария или субдепозитария чрезвычайно мала вероятность того, что ценные бумаги клиента могут быть заморожены или блокированы на продолжительный срок. Если бы это произошло, клиент испытывал бы давление на ликвидность, снижение цен или не смог бы выполнять свои обязательства. Сегрегирование является общепринятым способом, упрощающим передачу ликвидатором позиций клиента платежеспособному депозитарию, что позволяет клиентам управлять своими позициями и выполнять свои обязательства по расчетам. Для достижения этих результатов необходимо, чтобы законодательная база поддерживала сегрегацию активов клиентов или другие меры по определению очередности требований в случае банкротства, обеспечивающие защиту ценных бумаг клиентов. Кроме того, важно, чтобы надзорные органы требовали эффективной сегрегации активов клиентов по депозитариям.

3.63. Трансграничное владение ценными бумагами нередко подразумевает наличие нескольких звеньев посредников, выступающих в качестве депозитариев. В частности, институциональный инвестор может осуществлять владение своими ценными бумагами через глобальный депозитарий, который, в свою очередь, хранит ценные бумаги в субдепозитарии, являющемся участником местного ЦДЦБ. Или брокер-дилер может осуществлять владение ценными бумагами через ЦДЦБ своей страны или международный ЦДЦБ, который, в свою очередь, осуществляет владение ценными бумагами с помощью трансграничной связи с местным ЦДЦБ или через местный депозитарий. Механизмы защиты активов клиентов могут варьироваться в зависимости от вида системы хранения ценных бумаг, принятой в данной юрисдикции. Фактические владельцы ценных бумаг должны понимать, в какой степени депозитарий несет ответственность за ценные бумаги, владение которыми осуществляется через посреднические депозитарии.

3.64. Для предотвращения непредвиденных потерь глобальный депозитарий должен определять, предусматривает ли законодательная база юрисдикции каждого из его локальных субдепозитариев механизмы защиты активов клиентов. В качестве альтернативы глобальный депозитарий должен информировать своих клиентов о депозитарном риске, вызванном хранением ценных бумаг на территории данной юрисдикции. Кроме того, глобальные депозитарии должны быть уверены, что привлеченные ими местные субдепозитарии используют надлежащие учетные процедуры, процедуры хранения и сегрегации ценных бумаг клиента. Точно так же в том случае, когда внутренние ЦДЦБ и МЦДЦБ устанавливают связи с другими ЦДЦБ, они должны быть уверены, что эти ЦДЦБ обеспечивают адекватную защиту ценных бумаг клиентов. При использовании сложных трансграничных схем необходимо, чтобы все организации в цепочке депозитариев применяли надежные методы и процедуры, позволяющие защищать интересы фактических владельцев от требований, обусловленных несостоятельностью или мошенничеством со стороны одного из депозитариев. Каждая юрисдикция должна учитывать особенности своей системы хранения ценных бумаг, определяя, предусматривает ли ее законодательная база надлежащие механизмы защиты клиента депозитария от потерь в случае несостоятельности или мошенничества депозитария.