Взаимозависимости

3.17.18. ИФР имеет прямые и косвенные взаимосвязи со своими участниками, другими ИФР, а также провайдерами услуг и коммунальными компаниями. Соответственно ИФР должна определять прямое и косвенное влияние таких взаимосвязей на обработку и расчеты по транзакциям в ходе оперативной деятельности и управлять рисками, вызванными операционным сбоем в связанных с ней организациях. Такое влияние может передаваться через участников, которые могут пользоваться услугами нескольких ИФР. Кроме того, ИФР должна выявлять, контролировать и снижать риски, которым она подвергается со стороны других ИФР и подвергает их (см. Принцип 20 о связях ИФР). Взаимосвязанные ИФР должны по возможности согласовывать свои планы обеспечения непрерывности деятельности. ИФР также должна учитывать риски, связанные с ее провайдерами услуг и коммунальными компаниями, и последствия для операций ИФР невыполнения ими своих обязанностей. ИФР должна предоставлять надежные услуги не только своим прямым участникам, но и всем организациям, на которые влияет ее способность проводить транзакции.

3.17.19. Для управления операционными рисками, связанными с ее участниками, ИФР должна рассмотреть возможность определения минимальных операционных требований к своим участникам (см. также Принцип 18 о требованиях к доступу и участию). В частности, ИФР может устанавливать для участников требования обеспечения непрерывности операций и непрерывности коммерческой деятельности в соответствии с ролями участников и их значением в системе. В некоторых случаях ИФР может определять, какие участники являются критическими, исходя из объемов и количества транзакций, услуг, оказываемых ИФР и другими взаимозависимыми системами, а в более общем плане - потенциальных последствий для других участников и системы в целом в случае возникновения серьезных операционных проблем. К критическим участникам могут предъявляться такие же требования в области управления операционным риском, что и к самой ИФР. ИФР должна определить для критических участников точные и прозрачные критерии, методы или стандарты, обеспечивающие надлежащее управление их операционными рисками.

3.17.20. ИФР, передавшая выполнение некоторых своих операций (например, обработку данных и управление информационными системами) другой ИФР или стороннему источнику услуг, должна обеспечить, чтобы эти операции отвечали таким же требованиям, как и в том случае, если бы они выполнялись ею самостоятельно. ИФР должна иметь надежные процедуры отбора и замены таких источников, своевременный доступ ко всей необходимой информации и надлежащие средства контроля и мониторинга. Некоторые сервис-провайдеры могут оказаться критическими, как те, что генерируют взаимозависимости с окружающей средой, поскольку отдельные ИФР или некоторые из основных участников полагаются на их услуги. <144> Между ИФР и источником критических услуг должны устанавливаться договорные отношения, позволяющие ИФР и компетентным органам получать всю необходимую информацию. Договор должен предусматривать обязательность получения одобрения ИФР, прежде чем провайдер критических услуг получит право передать стороннему подрядчику выполнение существенных элементов услуг, предоставляемых ИФР, а также, в случае такого соглашения, сохранение полного доступа ко всей необходимой информации. Между сторонним подрядчиком, ИФР и провайдером критических услуг должен быть определен четкий порядок связи, обеспечивающий поток функций и информации между сторонами как в ходе оперативной деятельности, так и в исключительных ситуациях.

--------------------------------

<144> Взаимозависимости с окружающей средой являются результатом косвенных взаимосвязей между двумя или более системами и проистекают из широких факторов, включая общее доверие к сервис-провайдеру или финансовым рынкам. Примером являются распространенные сторонние сетевые и ИТ-провайдеры, общие элементы физической инфраструктуры (электроэнергия, вода и т.д.), общие финансовые рынки и даже общие процедуры управления рисками. См. КПРС, "Взаимозависимости платежных и расчетных систем", июнь 2008.

3.17.21. ИФР, привлекающая для выполнения своих операций провайдеров критических услуг, должна оповещать участников о характере и содержании таких отношений. Кроме этих провайдеров услуг (таких как организации, обеспечивающие передачу финансовых сообщений), ИФР, как правило, зависит от надлежащего оказания услуг коммунальными компаниями (например, электро- и телекоммуникационными компаниями). Вследствие этого ИФР должна выявлять риски со стороны провайдеров критических услуг и коммунальных компаний и принимать надлежащие меры для управления этими зависимостями за счет применения соответствующих договорных и организационных механизмов. ИФР должна информировать компетентные органы о наличии зависимости от провайдеров критических услуг и коммунальных компаний и принимать меры, позволяющие этим органам получать информацию о деятельности провайдеров критических услуг и коммунальных компаний. Для этой цели ИФР может предусматривать в договоре прямые контакты между провайдером критических услуг и соответствующим компетентным органом, возможность получения соответствующим компетентным органом определенных отчетов от провайдера критических услуг, либо ИФР может сама предоставлять компетентным органам полную информацию.

3.17.22. Компетентные органы, которым подведомственна ИФР, вправе определять требования к провайдерам критических услуг, как показано в Приложении F. Соблюдение этих требований может обеспечиваться одним из двух способов, выбранных компетентными органами по своему усмотрению: (a) компетентный орган самостоятельно контролирует соблюдение требований, устанавливая прямые отношения с провайдером критических услуг, или (b) компетентный орган доводит стандарты до сведения ИФР, которая получает гарантии их соблюдения в ожидаемом виде от провайдеров критических услуг. Указанные требования могут быть существенными для ИФР при пересмотре ею контрактов с провайдерами критических услуг.