3. Общие требования к проведению обследования территорий (рейдового мероприятия)

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИЙ (РЕЙДОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указывается населенный пункт и маршрут территории, подлежащей обследованию.

При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и/или его территориальные органы от:

граждан и организаций,

средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (в том числе содержащуюся в средствах массовой информации),

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления,

правоохранительных органов,

органов прокуратуры,

от иных лиц, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО.

Также при планировании маршрута с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО особое внимание следует уделить территориям, имеющим специальный статус (исключительная экономическая зона <1>, Байкальская природная территория <2>, особо охраняемые природные территории <3> федерального значения и т.п.) и/или ограничения по режиму использования: водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, водосборные площади водных объектов, а также прилегающих к территориям особо охраняемых природных территорий участки земли и водного пространства, которые в силу законодательства являются охранными зонами с ограниченным режимом природопользования <4>.

--------------------------------

<1> Закон N 191-ФЗ.

<2> Закон N 94-ФЗ.

<3> Закон N 33-ФЗ.

<4> Ч. 4 ст. 95 ЗК РФ; ч. 3 ст. 8 и ч. 7 ст. 12 Закона N 33-ФЗ.

В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов <1>. Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

--------------------------------

<1> П. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.

Указанное ограничение распространяется и на территории водосборных площадей подземных водных объектов <1> и образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 59 ВК РФ.

Те же нарушения <1>, совершенные на островах, которые в силу законодательства Российской Федерации относятся к территориям в исключительной экономической зоне Российской Федерации <2>, квалифицируются по ст. 8.19 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в Приложении 2.

--------------------------------

<1> Ст. 30 Закона N 191-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 "Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен".

<2> Абзац 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 191-ФЗ.

В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (Приложение 1).

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в частности изменено его наименование на "О кадастровой деятельности". С этого же срока действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации, внесенной в государственный кадастр недвижимости, который является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Кадастровые сведения о земельном участке, необходимые для производства по делу об административном правонарушении или решения вопроса о передаче материалов рейдового мероприятия по подведомственности, возможно получить, истребовав их у органа кадастрового учета.

Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) <1>. По субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета наделены федеральные государственные учреждения "Земельные кадастровые палаты, согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93.

--------------------------------

<1> П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

Таким образом, соответствующие запросы необходимо направлять в кадастровые палаты по субъектам Российской Федерации.

Запрашиваемые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам предоставляются бесплатно <1> и в установленные сроки <2>: сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса, а в виде кадастрового плана территории - в течение пятнадцати.

--------------------------------

<1> П. 1 ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

<2> Ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".

Следует обратить внимание, что запросы в кадастровые палаты необходимо направлять в полном соответствии с установленным порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".

Также информацию о земельных участках, в том числе о категории земель, правообладателях и т.д., внесенную в государственный кадастр недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возможно получить в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета Росреесстра (http://rosreestr.ru). Там же (на сайте) можно оставить и электронный запрос на получение информации.

Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> П. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации.

Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления <2>. Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.

--------------------------------

<1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 2 части 1 статьи 13 старой редакции Земельного кодекса РФ соответствует пункту 2 части 2 статьи 13 новой редакции.

<2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 76 ЗК РФ.

Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации <1>.

--------------------------------

<1> П. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.

При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению фактов нарушений, их фиксации, а также сбору доказательств для компенсации вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с требованиями статей 77, 78 Закона N 7-ФЗ. Указанный вред подлежит исчислению и предъявлению на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе, в результате несанкционированного размещения отходов потребления <1>, включая ТБО и мусор.

--------------------------------

<1> Пп. "а" п. 2, п. 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.

По фактам нарушений водного законодательства <1>, выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.

--------------------------------

<1> Ст. 56 - 58 ВК РФ.

В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ <1>. Это связано, прежде всего, со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов <2>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 78 Закона N 7-ФЗ.

<2> Ч. 6 ст. 46 БК РФ.

В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. Рекомендуемый образец подлежащей заполнению фототаблицы содержится в Приложении 3.

Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений и перечень уполномоченных на их рассмотрение государственных органов представлены в Приложении 2.