Список изменяющих документов
(с изм., внесенными письмом ПФ РФ от 07.10.1997 N ЛЧ-09-28/7177)
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с поступающими запросами региональных отделений о применении Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" разъясняет следующее.
Действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 распространяется только на одну организационно - правовую форму юридического лица, а именно, учреждение. Как следует из текста Указа, учреждения финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и эти средства идут в том числе на оплату труда работников этих учреждений. Следовательно, данный Указ распространяется только на государственные (федеральные) и муниципальные учреждения (далее - государственные и муниципальные) и не распространяется на органы управления, входящие в систему органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (системы здравоохранения, культуры, науки, социальной защиты населения).
К числу государственных и муниципальных учреждений относятся учреждения, которые создаются в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.
При рассмотрении вопроса о применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 к тому или другому юридическому лицу региональным отделениям необходимо определить:
является ли это юридическое лицо государственным или муниципальным учреждением в соответствии с его государственной регистрацией;
финансируется ли оплата труда работников учреждения из бюджета (всех уровней);
относится ли это учреждение к учреждениям науки, просвещения, здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения.
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации учреждение является юридическим лицом (статья 50 ГК РФ), действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а также на основании общего положения об организации данного вида, имеет имущество на праве оперативного управления (ст. ст. 296, 299 ГК РФ), а также самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).
В соответствии со статьей 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В настоящее время закон о регистрации юридических лиц пока не принят, действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". По данному Положению подлежат государственной регистрации учреждения, имеющие право в соответствии с учредительными документами заниматься предпринимательской деятельностью. Учреждения, которым не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, в настоящее время регистрируются в субъектах Российской Федерации на основании положений о регистрации, утверждаемых органами власти субъектов Российской Федерации (например, Москва - на основании Положения о регистрации некоммерческих организаций, утвержденного распоряжением мэра г. Москвы от 29.12.92 N 598-РМ). Основанием для рассмотрения вопроса о применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 должны являться учредительные документы учреждения, зарегистрированные в установленном порядке.
Региональным отделениям необходимо выяснить порядок регистрации некоммерческих организаций в регионе. Отделения должны запрашивать и рассматривать учредительные документы учреждений на основании статьи 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно:
а) для государственных и муниципальных учреждений обязательно наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о создании данного учреждения и устава, утвержденного данным органом. В уставе определяется наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно - правовую форму (учреждение), источники формирования имущества (это важно для определения финансирования учреждения из бюджета), предмет и цели деятельности (для отнесения деятельности учреждения к науке, просвещению, здравоохранению, культуре, системе социальной защиты);
б) для некоторых государственных учреждений утверждаются индивидуальные положения постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Положение о Политическом музее, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 884, Положение о Государственном академическом Мариинском театре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 N 1142, Устав Российской академии ракетных и артиллерийских наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.96 N 325 и т.д.). Для этих видов учреждений индивидуальных учредительных документов не требуется;
в) некоторые виды государственных и муниципальных учреждений в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об учреждениях данного вида (например, Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650, Типовое положение об общеобразовательной школе - интернате, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612, Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 9 сентября 1996 г. N 1058).
Письмом ПФ РФ от 07.10.1997 N ЛЧ-09-28/7177 установлено, что обращаясь в органы ПФР для предоставления ему льготы по уплате страховых взносов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 1997 г. N 1013, учреждения должны представить:
- свидетельство о регистрации в качестве учреждения;
- учредительные документы, в которых содержится указание на то, что данное учреждение находится в ведении одного из перечисленных в Указе федеральных органов исполнительной власти.
Государственное унитарное предприятие должно представить следующие документы:
- свидетельство о регистрации в качестве государственного унитарного предприятия;
- устав, утвержденный Правительством Российской Федерации или одним из перечисленных в Указе федеральных органов исполнительной власти.
2. Для подтверждения финансирования оплаты труда учреждения необходимо запросить смету, утвержденную в установленном порядке, и справку от финансирующего органа о фактическом поступлении средств из бюджетов.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с Законом РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" для бюджетных организаций и учреждений в порядке исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт (статья 17).
Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата исполнительной власти и местного самоуправления включаются в бюджет соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
В связи с этим учреждения и органы законодательной и исполнительной власти финансируются с различных статей бюджета.
3. При решении вопроса об отнесении государственного или муниципального учреждения к науке, просвещению, здравоохранению, культуре, системе социальной защиты населения следует тщательно анализировать учредительные документы, в которых должны быть указаны характер, предмет и цели деятельности учреждения, а также его учредитель.
К учреждениям науки относятся учреждения, в учредительных документах которых предусмотрена научная и (или) научно - техническая деятельность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике" это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона научные организации подразделяются на:
1) научно - исследовательские;
2) научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;
3) опытно - конструкторские, проектно - конструкторские, проектно - технологические;
4) иные организации, осуществляющие научную и (или) научно - техническую деятельность.
К учреждениям просвещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" относятся образовательные учреждения. Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
учреждения дополнительного образования взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
учреждения дополнительного образования;
учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;
учреждения дополнительного образования детей.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
К учреждениям здравоохранения относятся учреждения, входящие в государственную и муниципальную систему здравоохранения (в соответствии со ст. ст. 12 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1), а именно находящиеся в государственной или муниципальной собственности:
лечебно - профилактические и научно - исследовательские учреждения;
санитарно - профилактические учреждения государственной системы здравоохранения;
учреждения судебно - медицинской экспертизы, иные учреждения.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно - профилактические учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации, помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения субъектов Российской Федерации.
К учреждениям культуры относятся учреждения, в учредительных документах (уставах) которых предусмотрена деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. В соответствии со статьей 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1 этот нормативный правовой акт регулирует культурную деятельность в следующих областях:
выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
музейное дело и коллекционирование;
книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования культуры;
международные культурные обмены;
производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Учреждения культуры действуют на основании уставов и должны быть зарегистрированы в установленном порядке (статья 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 609 утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Данное Положение распространяется на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности. Для организаций культуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, данное Положение носит рекомендательный характер.
В Положении дан примерный перечень организаций культуры:
профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и искусства), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительные коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительных искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие (специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер;
иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.
В тех субъектах Российской Федерации, в которых аналогичные положения не утверждены, следует руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о культуре и настоящими разъяснениями ПФР.
К учреждениям системы социальной защиты населения относятся государственные и муниципальные учреждения, подведомственные органам социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 466, учреждения, подведомственные органам социальной защиты, входят "в систему социальной защиты". Правопреемником Минсоцзащиты России в настоящее время является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
К учреждениям социального обслуживания (в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации") относятся:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
центры психолого - педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры (отделения) социальной помощи на дому;
специальные дома для одиноких престарелых;
стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Кроме того, Пенсионный фонд обобщил обращение ОПФР по вопросам применения Указа Президента от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней" и данное Обобщение прилагается к настоящему письму.
Председателя Правления
Е.ВАСИЛЬЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей