Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VIII. Прогноз уровня жизни населения

31. Основной целью прогноза уровня жизни населения является определение возможного состояния и перспектив развития социальных процессов в обществе.

32. При прогнозировании основных демографических показателей используются демографические расчеты перспективной численности населения с их распределением по полу и возрасту. Демографический прогноз осуществляется с учетом перспективных оценок рождаемости и смертности, тенденций миграции населения. В демографическом прогнозе выделяются три основные возрастные группы населения (моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного).

Суммарный коэффициент рождаемости вычисляется как сумма возрастных коэффициентов рождаемости для возрастных групп в интервале 15 - 49 лет. Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни рассчитывается на основе таблиц смертности. Эти таблицы представляют собой упорядоченную последовательность величин, показывающих, как некоторое поколение родившихся постепенно уменьшалось бы при переходе от младших возрастов к старшим под влиянием существующего уровня смертности. На основании возрастных коэффициентов смертности для каждого возраста вычисляется несколько показателей, характеризующих порядок вымирания исходного поколения людей.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которое в среднем предстояло прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен показатель. Ожидаемая продолжительность жизни является наиболее адекватной обобщающей характеристикой уровня смертности во всех возрастах.

33. Для оценки состояния занятости населения в прогнозном периоде разрабатывается прогнозный баланс трудовых ресурсов, который рассчитывается в среднегодовом исчислении как в целом по России, так и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Баланс трудовых ресурсов разрабатывается на всех стадиях формирования прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, начиная с предварительной стадии формирования сценарных условий и заканчивая окончательной разработкой прогноза основных макроэкономических и социальных показателей.

Баланс трудовых ресурсов содержит систему показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов и их распределение по основным группам населения: на занятых в экономике (в разрезе организаций различных форм собственности и в индивидуальном секторе), на обучающихся с отрывом от работы и на граждан, не занятых трудовой деятельностью и учебой. Экономически активное население - это часть населения, предлагающая рабочую силу для производства товаров и услуг и претендующая на рабочие места. Численность экономически активного населения включает занятых экономической деятельностью и безработных, определяемых по методологии МОТ. К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В трудовые ресурсы включается население в трудоспособном возрасте (мужчины - 16 - 59 лет, женщины - 16 - 54 лет, за исключением неработающих инвалидов этого возраста и неработающих мужчин 50 - 59 лет и женщин 45 - 54 лет, получающих пенсии на льготных условиях, до наступления общеустановленного пенсионного возраста), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.

При прогнозировании численности неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте и численности пенсионеров, имеющих право на получение льготной пенсии, учитывается их фактическая численность в базисном году, а также состояние охраны труда, динамика производственного и бытового травматизма, доля производств с вредными условиями труда и т.п.

При прогнозировании численности работающих лиц старших возрастов учитывается потребность указанных лиц в дополнительных доходах, а также увеличение спроса на рабочие места со стороны трудоспособных лиц трудоспособного возраста, не имеющих доходного занятия, и прежде всего молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, военнослужащих, увольняемых в запас, безработных граждан.

В состав трудовых ресурсов включается численность используемой иностранной рабочей силы.

При расчете численности трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации учитывается межрегиональная маятниковая миграция как по работающим, так и по учащимся. Если прогнозируется положительное сальдо, то численность трудовых ресурсов региона увеличивается на величину сальдо, в противном случае - уменьшается.

34. Прогноз распределения трудовых ресурсов по основным группам.

При прогнозировании численности учащихся, обучающихся с отрывом от трудовой деятельности, предусматривается определение среднегодовых контингентов обучающихся по каждому направлению обучения исходя из приема и выбытия обучающихся. Расчет охватывает учащихся 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от трудовой деятельности в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Во избежание повторного счета в расчетах учитываются только те лица, для которых учеба является основным видом занятости.

Численность лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой, определяется на основе прогноза изменения демографической структуры населения, а именно численности женщин фертильных возрастов, а также численности малолетних детей. В численность этой группы также включаются (для обеспечения соответствия структуре отчетных балансов трудовых ресурсов, разрабатываемых органами статистики) численность военнослужащих, безработные и некоторые другие категории населения (российские граждане, работающие за границей, не желающие работать по каким-либо причинам, неработающие заключенные, лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет).

Максимально возможная среднегодовая численность занятых в экономике на предварительной стадии рассчитывается как разность между общей численностью трудовых ресурсов, численностью учащихся, обучающихся с отрывом от работы, и численностью населения в трудоспособном возрасте, не занятого трудовой деятельностью и учебой. Кроме того, в общую численность занятых в экономике включаются занятые индивидуально-трудовой деятельностью и в фермерских хозяйствах, а также занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации (включая личное подсобное хозяйство). При определении численности занятых в личном подсобном хозяйстве используются, в частности, результаты выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств и выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимых органами статистики.

На последующих стадиях общая численность занятых в экономике определяется исходя из спроса предприятий и организаций на рабочую силу. Численность занятых в экономике прогнозируется по видам экономической деятельности с учетом объемов производства и инвестиционной активности.

35. К прогнозным показателям по труду относятся фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата и среднесписочная численность работников (базовые и прогнозные показатели по труду определяются в среднегодовом исчислении).

В состав фонда заработной платы включаются начисленные организацией суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время (отпуска, вынужденные простои и пр.), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, носящая систематический характер. В бюджетной сфере экономики уровень оплаты труда формируется на основе предусмотренной законодательством самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников бюджетных учреждений соответствующего подчинения.

Среднемесячная заработная плата - показатель, характеризующий уровень начисленной заработной платы на одного работника в среднем за месяц. При расчете прогнозируемой величины средней заработной платы учитывается реформирование отраслей, изменение условий оплаты труда на законодательном уровне, в отраслевых тарифных соглашениях, изменение фонда рабочего времени, динамику макроэкономических показателей, в том числе объема промышленного производства.

Численность работников - это среднесписочная численность работников организации за год (без внешних совместителей). При прогнозе численности работников прежде всего используются данные демографических прогнозов, в том числе расчет экономически активного населения, влияние миграции рабочей силы и т.д., а также прогноз изменения численности занятых в экономике с учетом изменения объемов и структуры производства.

36. Прогнозирование показателей баланса денежных доходов и расходов населения (БДДРН) позволяет оценить объемы и состав доходов, расходов и сбережений населения в денежной форме.

В прогнозе используется отчетная база по БДДРН, данные оперативных мониторингов по динамике номинальных и реальных денежных доходов, расходов и сбережений населения и их структуре, основные прогнозные макропоказатели.

36.1. Прогноз денежных доходов населения рассчитывается на основе следующих показателей:

прогноз фонда заработной платы;

прогноз социальных трансфертов, которые прогнозируются как сумма следующих компонент: пенсионные выплаты, социальные пособия (на основе входящего от ПФР размеров выплат), стипендии, страховые возмещения и выигрыши по лотереям (прогноз осуществляется экспертно, исходя из их динамики и доли в структуре социальных трансфертов);

прогноз всех остальных доходов, главным образом доходов от собственности и предпринимательской деятельности, прогноз по которым строится на основе их динамики, доли указанных доходов в структуре всех денежных доходов в увязке с возможностями экономики.

36.2. Денежные расходы и сбережения населения на прогнозный период рассчитываются на основе:

прогноза покупки товаров и услуг (оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению);

прогноза обязательных и других разнообразных платежей, состоящих в основном из налогов, страховых платежей, процентов, уплаченных населением за предоставленные им кредиты. Налоги и страховые платежи прогнозируются исходя из динамики ФЗП, а проценты, уплаченные населением за предоставленные им кредиты (сальдовых), - на основе отчетной информации и прогноза динамики этих кредитов;

прогноза прироста кредитов населению (учитываемых в составе денежных расходов и сбережений со знаком минус) - на основе отчетной информации и прогноза счетов кредитных организаций;

прогноза прочих расходов на покупку недвижимости и иностранной валюты в основном за счет прироста сбережений населения - исходя из прогнозируемых номинальных денежных доходов и расходов населения, прогноза по приросту депозитов населения и динамики обменного курса национальной валюты.

Разницей между денежными доходами и денежными расходами и сбережениями является, в соответствии с методикой Росстата, превышение денежных доходов над денежными расходами и сбережениями. Эта разница характеризует главным образом увеличение (уменьшение) остатка наличных денег на руках у населения.

37. Прогноз оборота розничной торговли рассчитывается с целью определения его объема, динамики и структуры.

При прогнозировании оборота розничной торговли прежде всего учитывается объем денежных доходов населения, уровень дифференциации доходов населения, а также такие специфические особенности развития экономики в различных регионах, как уровень инфляции, динамику и соотношение цен на разные группы товаров, дифференциацию цен не только в рамках страны по регионам, но и в масштабе отдельных регионов.

Прогноз оборота розничной торговли строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды, и включает:

динамику объема оборота розничной торговли;

динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами;

динамику оборота розничной торговли непродовольственными товарами;

динамику продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров;

динамику реальных располагаемых денежных доходов населения;

индекс потребительских цен.

Разработке прогноза оборота розничной торговли предшествует комплексный анализ состояния потребительского рынка во взаимосвязи с общими социально-экономическими показателями. Целью анализа является выявление устойчивых тенденций в динамике оборота розничной торговли и факторов, определяющих эти тенденции на перспективу. При разработке сценарных условий для прогнозирования динамики оборота розничной торговли на перспективу учитываются планируемые изменения в социальной сфере, темпы экономического роста, динамика основных макропоказателей.

При прогнозировании оборот розничной торговли определяется как сумма товарных групп продовольственных и непродовольственных товаров, по каждому из которых выявляется зависимость поведения показателя от прироста реальных располагаемых денежных доходов населения и от динамики потребительских цен.

38. Прогноз объема платных услуг населению строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды и включающей:

динамику объема платных услуг населению;

динамику объема отдельных видов платных услуг населению;

динамику реальных располагаемых денежных доходов населения;

индекс потребительских цен;

текущее и перспективное состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства различных видов платных услуг;

изменение удельного веса расходов на приобретение услуг в общих потребительских расходах;

динамику и структуру потребительских расходов на приобретение услуг.

Основным прогнозируемым показателем, характеризующим рынок платных услуг населению, является статистический показатель общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности как в целом, так и по видам платных услуг.

Формирование этого показателя осуществляется на основе Методики определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 февраля 2000 г. N 15, и Указаний к заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению", утвержденных приказом Росстата от 23 июля 2009 г. N 147.

39. Прогнозные расчеты величины прожиточного минимума основываются на данных об объемах и структуре потребительской корзины в базисном периоде, в том числе для отдельных социально-демографических групп населения, прогнозных значениях индексов потребительских цен по соответствующим товарным группам и демографическим характеристикам структуры населения в перспективном периоде.

Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины населения, в состав которой включаются следующие основные компоненты: продовольственные и непродовольственные товары, услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и выраженные в натуральных показателях, а также обязательные платежи сборы.

Потребительская корзина формируется для основных социально-демографических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров и детей (в целом по России и по субъектам Российской Федерации) с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления населения. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения прогнозируется в среднегодовом исчислении.

Расходы на обязательные платежи и сборы определяются при расчетах прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а также при расчетах прожиточного минимума для трудоспособного населения. В состав расходов включается налог на доходы физических лиц. Величина налога рассчитывается в соответствии с действующим законодательством.

Основными принципами формирования минимального набора услуг, обеспечивающих минимально необходимые условия жизнедеятельности человека, являются платный характер оказания услуг, входящих в состав потребительской корзины, высокий уровень и динамичность затрат на отдельные виды услуг в структуре потребительских расходов семей. В потребительскую корзину включаются услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, услуги культуры, а также другие виды услуг.

Уровень абсолютной бедности - это доля лиц в общей численности населения, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума является показателем измерения доходов с использованием на минимально допустимом уровне нормативов потребления важнейших товаров и услуг.

Показатели численности населения (семей) с доходами ниже величины прожиточного минимума рассчитываются на основании двух независимых направлений прогноза:

прогноза БДДРН, дифференцированного по децильным группам, на основе которого рассчитывается прогноз распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода;

прогноза прожиточного минимума. Построение доходной части БДДРН, дифференцированного по децильным группам, позволяет получить коэффициент фондов для общего объема денежных доходов. Далее, учитывая, что распределение по доходу подчиняется логарифмически-нормальному закону, по значению коэффициента фондов и значению среднедушевого дохода определяются параметры логнормального распределения.

Прогноз величины прожиточного минимума позволяет при известных параметрах логнормальной модели определить численность и долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.