Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IX. Прогноз развития социально-культурной сферы

40. Прогноз развития социально-культурной сферы разрабатывается по следующим видам деятельности: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание, реабилитация инвалидов, культура и искусство, средства массовой информации, обеспечение жильем граждан России в соответствии с мероприятиями, предусмотренными планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на соответствующие годы и другими программными документами Правительства Российской Федерации.

Разработка отдельных показателей и разделов прогноза осуществляется на основе:

комплексного анализа состояния указанных сфер деятельности, тенденций их развития;

существующей статистической отчетности субъектов Российской Федерации в разрезе показателей, отражающих состояние сферы социальных услуг;

материалов выборочных обследований и оценок экспертов, а также исследований научных организаций;

сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на прогнозируемый период;

приоритетных направлений развития сферы социальных услуг исходя из долгосрочных целей, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, приоритетных национальных проектов в сферах образования и здравоохранения и обеспечения жильем граждан;

макроэкономических показателей и параметров прогноза, характеризующих общую социально-экономическую ситуацию в стране.

В целях обеспечения комплексной оценки прогнозных показателей в сфере услуг федеральные органы исполнительной власти одновременно с предоставлением материалов в Минэкономразвития России направляют информацию по разделу "Основные показатели сферы социальных услуг" и пояснительные записки соответственно: по вопросам образования - в Минобрнауки России, по вопросам здравоохранения и социального обслуживания и реабилитации инвалидов - в Минздравсоцразвития России, по вопросам культуры, искусства, и кинематографии и архивной службы в Минкультуры России, физической культуры и спорта - в Минспорттуризм России.

41. Основные задачи, приоритеты и параметры годового прогноза развития сферы социальных услуг определяются исходя из сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на прогнозируемый год, разрабатываемых на стадии, предшествующей формированию годового прогноза и национальных проектов.

Прогноз развития сферы социальных услуг включает как ряд количественных показателей, так и качественную характеристику ситуации в образовании, здравоохранении, санаторно-курортном обслуживании, физической культуре и спорте, культуре и искусстве, массовых коммуникациях.

Разработке прогноза предшествует экономический анализ и описание существующей ситуации в сфере социальных услуг, выявляются проблемы и возможные пути их решения.

В прогнозе развития сферы социальных услуг разрабатываются как общие показатели, характерные для всех отраслей социально-культурной сферы, так и специфичные для каждой отрасли.

К общим показателям относятся:

расходы бюджетов всех уровней Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования, направляемые в сферу социальных услуг;

объем платных услуг населению по видам деятельности социально-культурной сферы.

Расчет этих показателей осуществляется на основе:

прогнозной численности постоянного населения, в том числе детей;

темпов роста валового внутреннего продукта;

темпов роста потребительских цен;

прогнозируемого фонда заработной платы;

аналитических материалов по исполнению бюджетов всех уровней в разрезе статей расходов по всем типам и видам учреждений социальной сферы;

нормативов подушевого финансирования социально значимых расходов;

отчислений в фонды обязательного медицинского страхования.

42. Прогнозными показателями, характеризующими развитие сферы образования, являются:

численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, определяемая как общее количество детей в постоянно действующих учреждениях, предназначенных для воспитания детей от 2 месяцев до 7 лет;

численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, определяемая как численность детей, обучающихся в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, школах-интернатах, вспомогательных школах, школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть во всех учебных заведениях, где учащиеся получают начальное, основное общее, среднее (полное) общее образование вне зависимости от форм собственности учреждений;

численность обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программу начального профессионального образования, определяемая как численность обучающихся в профессиональных училищах и лицеях, где обучающиеся получают начальное профессиональное образование вне зависимости от форм собственности учреждений;

численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, определяемая как численность студентов, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования вне зависимости от форм собственности учреждений;

численность обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, определяемая как численность студентов, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы высшего профессионального образования, - институтах, академиях, университетах, вне зависимости от форм собственности учреждений;

прием в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе прием на обучение за счет бюджетных средств;

прием в образовательные учреждения, реализующие программу начального профессионального образования, определяемый как численность принятых для обучения в профессиональных училищах и лицеях, где обучающиеся получают начальное профессиональное образование, в том числе прием этими учреждениями на бюджетной основе;

прием в учреждения среднего профессионального образования, определяемый как численность принятых студентов для обучения в образовательных учреждениях, где обучающиеся получают среднее профессиональное образование, в том числе прием этими учреждениями на бюджетной основе;

прием в учреждения высшего профессионального образования, определяемый как численность принятых студентов для обучения в институтах, академиях и университетах, где студенты получают высшее профессиональное образование, в том числе прием в эти учреждения на бюджетной основе;

выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования, определяемый как численность выпускников этих учреждений, получивших диплом о присвоении им квалификации по специальности;

выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования, определяемый как численность выпускников этих учреждений, получивших диплом о присвоении им квалификации (степени) бакалавра или магистра, или квалификации специалиста;

обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями, определяемая как отношение численности детей, посещающих дошкольные учреждения, к общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, скорректированной на численность детей 5 - 6 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

обеспеченность учреждениями дополнительного образования детей, определяемая как охват детей учреждениями дополнительного образования, т.е. отношение детей, занимающихся в таких учреждениях, к численности детей соответствующего возраста (5 - 17 лет), с выделением этого показателя по учреждениям дополнительного образования, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования и оказывающим данные услуги на бесплатной основе;

удельный вес обучающихся в первую смену в общеобразовательных учреждениях в общем числе обучающихся в этих учреждениях, определяемый как отношение обучающихся в первую смену в дневных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, школах-интернатах, то есть во всех учебных заведениях, где учащиеся получают начальное, среднее общее, среднее (полное) общее образование) к общей численности обучающихся в этих учреждениях, скорректированное на численность учащихся 1 класса в дошкольных учреждениях. Этот показатель рассчитывается отдельно по городу и селу;

ввод в эксплуатацию дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений, включая школы, интернаты всех видов, детских домов, школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как количество мест (ученических мест), введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов образования, за счет всех источников финансирования. Ввод в действие указанных объектов отражается в размерах, указанных в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, оформленных в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

43. В сфере здравоохранения разрабатываются следующие прогнозные показатели:

обеспеченность больничными койками, которая определяется как число коек на 10 тыс. населения на конец года. В общем числе коек учитываются койки всех лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

обеспеченность населения местами в дневных стационарах, определяющаяся как количество мест на 10 тыс. населения;

деятельность дневных стационаров, которая определяется как число дней лечения всех пациентов на 10 тыс. населения;

мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению, определяется как число посещений в смену на 10 тыс. населения;

потребность в больничных койках и посещениях амбулаторно-поликлинических учреждений в смену определяется на основе территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с учетом предложений по реструктуризации сети;

число посещений в фельдшерско-акушерских пунктах, которое рассчитывается как число посещений на 1 сельского жителя в год;

число посещений пациентами врачей, которое определяется как число посещений на 1 жителя в год;

обеспеченность населения медицинскими кадрами рассчитывается на 10 тыс. населения. Число должностей врачей, в том числе врачей участковых, врачей педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и среднего медицинского персонала, определяется по всем лечебно-профилактическим, санитарно-профилактическим, санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям, учреждениям судебно-медицинской экспертизы, отдыха, социального обеспечения, а также клиникам высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов;

ввод в действие объектов здравоохранения (больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений) определяется количеством больничных коек, введенных в эксплуатацию в установленном порядке в больничных учреждениях, или мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений в смену), которая может быть обеспечена вводом амбулаторно-поликлинических учреждений за счет всех источников финансирования. Ввод в действие указанных объектов отражается в размерах, указанных в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, оформленных в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В сфере социального обслуживания престарелых и инвалидов разрабатывается показатель обеспеченности престарелых и инвалидов (в том числе детей-инвалидов) местами в стационарных учреждениях социального обслуживания и рассчитывается в местах на 10 тыс. населения.

Ввод в действие объектов социальной защиты населения (дома-интернаты, реабилитационные центры социальной защиты населения, центры социального обслуживания) определяется количеством мест, введенных в эксплуатацию после окончания строительства, которое может быть обеспечено после окончания строительства за счет всех источников финансирования.

В сфере физической культуры и спорта содержание прогнозных показателей по развитию физической культуры и спорта должно отражать реализацию мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения.

44. В сфере культуры к основным прогнозным показателям относятся:

обеспеченность населения общедоступными библиотеками, определяемая как количество общедоступных библиотек, приходящихся на 100 тыс. жителей, на основе анализа изменения сети общедоступных библиотек и численности населения по отчетным данным за ряд лет;

обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа - количество учреждений культурно-досугового типа, приходящихся на 100 тыс. жителей. Данный показатель на прогнозируемый период определяется на основе анализа изменения сети клубных учреждений и численности населения по отчетным данным за ряд лет.

45. Прогнозными показателями, характеризующими развитие социальной сферы в части доступности жилья для граждан Российской Федерации, являются:

годовой объем ввода жилья, определяемый количеством введенных млн. кв. м общей площади жилых помещений (квартир) за счет всех источников финансирования;

площадь земельных участков, переданных из федеральной собственности для целей жилищного строительства (в том числе индивидуального), тыс. га;

доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, определяемая в процентах к общему числу семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

количество семей всех категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей;

количество молодых семей, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, тыс. семей.